Есть способ зарабатывать достойно:

  1. Определить, какие заказчики принципиально могут зарабатывать намного больше, чем вы для них стоите. Например, если вы пишете тексты, они должны продавать на 3 млн рублей в месяц — тогда вам можно платить 300 тысяч в месяц. У кого такие продукты и чеки?

  2. Начать работать с этими людьми, формируя в процессе блестящую репутацию — надёжного, вселяющего уверенность, исключительно компетентного исполнителя. Для этого быть активным, связываться с заказчиками, выявлять их проблемы, предлагать решения (а не ждать, что заказы сами потекут к вам).

  3. Работать хорошо и долго — десять‑пятнадцать лет. Всё это время решать проблемы заказчиков, а не создавать новые. Например, если вы написали текст, а размещать его должен клиент — это может быть проблемой. Можете ли вы сами размещать его?

  4. Со временем такой исполнитель становится тем, кем дорожат и кого рекомендуют. К нему приходят клиенты по «сарафанному радио» из числа таких же состоятельных заказчиков.

Черты самых успешных творцов. Обычно богатые творцы деликатны, вежливы, внимательны, делают всё вовремя и даже с небольшим опережением; держат клиента в курсе и не пропадают с радаров. Но главное — они понимают, в чём именно их ценность, и дают именно это.

Например, если для клиента важна невовлечённость в проект — копирайтер не будет его дёргать по мелочам.

Если клиенту важно, чтобы текст отражал его характер и стиль, тогда нужно «снимать» этот стиль, разбираться в задаче и грамотно презентовать работу.

Возможно, клиент работает в режиме «надо вчера». Тогда исполнитель всегда на подхвате и исполняет заказы молниеносно.

Или клиент вдумчивый и неторопливый, может месяцами точить текст. А у исполнителя столько же терпения, и даже больше.

Задачи и потребности бывают разными, поэтому нужно быть внимательным к клиенту и делать то, что надо ему — помимо того, чтобы соответствовать собственным высоким идеалам редактуры. Подробнее обо всех этих вещах я рассказываю в новой книге, это большой разговор.

Что снижает гонорар. Если у творцов проблемы с клиентами, обычно всё ровно наоборот:

  • они не уделяют клиенту должного внимания; работают на потоке; вместо встречи с выяснением задачи у них заполнение брифа в ворде;

  • опаздывают, срывают сроки, ставят перед фактом; на них нельзя положиться;

  • имеют привычку пропадать с радаров, когда опаздывают; с ними тревожно; их нужно постоянно контролировать;

  • они ведут себя дерзко, высокомерно, вызывающе и без уважения; при общении с ним не чувствуешь заботу и желание помочь;

  • обсуждают коллег и клиентов за спиной; мы знаем их как скандалистов и и любителей срачей в чатах;

  • они раздражаются от комментариев клиента; вносят правки так, будто делают одолжение; спорят с клиентом, что уже всё идеально.

Причём всё это обычно происходит не разово, а постоянно. Тогда творец сам создаёт ситуацию, в которой его не хотят рекомендовать хорошим заказчикам.

Отдельной строкой — документы. Чтобы клиент захотел заплатить вам 500 тысяч, вы должны уметь составлять договоры, должны быть ИП или управлять ООО, у вас должен быть налажен документооборот и работать юрист для согласования бумаг с клиентом. Скорее всего, на полмиллиона уже будет не просто договор, а конкурсная закупка — к ней кто‑то должен подготовить документы. Физлицам‑фрилансерам по полмиллиона не платят.

Гарантии. А ещё успех и гонорары не гарантированы. Может случиться кризис, сжатие рынка, санкции или технологическая революция, и всё — работа обесценилась, клиенты не видят в ней пользы. Или маркетинговые бюджеты режут. Или вашу работу готовы делать другие люди намного дешевле. Всякое бывает. Жизнь не даёт гарантий.

У одного философа есть такая формула:

  • 100% людей, добившихся успеха, приложили огромные усилия.

  • Но не 100% людей, приложивших огромные усилия, добились ожидаемого успеха.

Текст, редактура и информационный стильВзаимоотношения с клиентомПереговоры письменно или устно
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы