Мы обсудили, почему сама презентация может оказаться даже важнее, чем работа, которую вы презентуете. Поговорили о том, кому её стоит показывать. Теперь пришло время перейти к тому, что именно влияет на успех презентации, что в ней важно.
И тут снова возникает ощущение несправедливости. Мы уже говорили, что впечатление от презентации может оказаться важнее самой работы. Но и внутри самой презентации содержание может оказаться не таким важным, как форма подачи. То, какое впечатление вы производите, часто важнее того, что вы говорите. У Артёма Горбунова есть идея о трёх уровнях в презентации: 1) подача, 2) синхронизация каналов и 3) драматургия. В этой лекции речь пойдёт о первом уровне — подаче. Это самое базовое, что влияет на восприятие презентации. Остальные уровни будут разобраны отдельно.
Подача — это про то, как вы держитесь, как двигаетесь, как взаимодействуете с аудиторией. Это то, что определяет, будут ли вас вообще слушать. Если у вас сильная подача, вы можете даже нести откровенную пургу — и вас всё равно будут слушать. Разумеется, мы не призываем нести пургу. Лучше уж, если вы всё‑таки получили внимание, использовать его по делу. Но речь сейчас именно о том, как это внимание получить. Потому что если подача слабая, то никакое содержание уже не спасёт.
2:04
На конференциях бывает, что доклад прекрасно подготовлен: человек заранее подумал, что и в какой последовательности будет говорить, сделал красивые слайды, репетировал. А слушать это невозможно, потому что докладчик выглядит так, будто ему совершенно всё равно. Всё выверено, гладко, без запинок, но в этом нет жизни, нет интереса, нет внимания к публике.
2:04
А с другой стороны, бывают доклады, где человек всё забывает, путается в словах, заикается, возвращается к тому, о чём говорил раньше, — но всё это происходит живо, с горящими глазами, с настоящим увлечением. И слушать это интересно, потому что он всё время следит за реакцией, живо реагирует на аудиторию, говорит с настоящим желанием быть понятым.
В бюро был проект для одного клиента. Команда увлечённо его делала: две недели спорили, проектировали, обсуждали. Назначили день презентации. Но у Миши, который проект вёл, в последний момент навалилась куча дел, и он не успел нормально подготовиться — не репетировал, не думал о последовательности мыслей, еле успел слайды в расставить в нужном порядке. Но ему самому ужасно нравилось, что было сделано, и ему очень хотелось, чтобы клиенту тоже понравилось. На этом воодушевлении он и «вытянул». Он сбивался с мысли, возвращался к предыдущим частям, говорил: «Ой, извините, я ещё хотел сказать вот это». Но рассказывал с интересом, с живым вниманием. Клиент слушал, не перебивал, а в конце сказал: «А вы могли бы это ещё нашей команде рассказать? Потому что, наверное, так хорошо, как вы, я не объясню».
Ощущение, что вас «прёт» от темы, — это чуть ли не самое первое, что должно чувствоваться в вашей презентации. Если этого нет, если не видно, что вам это интересно и что вы эмоционально включены, стоит над этим поработать. Это часто важнее, чем качество речи или точность формулировок. Даже самую непопулярную, сложную тему можно рассказать так, что все будут слушать. Нам недавно на Ютубе попался математик, который рассказывал, сколько будет ноль в степени ноль — и это было невероятно интересно. И наоборот, можно сделать доклад про секс, который никто не будет слушать, если вы рассказываете его загробным, отстранённым голосом.
Большинство людей чувствуют, с какой эмоцией вы говорите. Это должно передаваться через тон, через жестикуляцию, через всё ваше поведение. Тон должен соответствовать сообщению. Если вы говорите: «Мы очень рады вам рассказать...», а в голосе и лице нет ни капли радости — доверие к вам сразу падает. Особенно это заметно, когда доклад читается по бумажке, или вызубрен настолько, что слова произносятся механически — мы ещё поговорим об этом.
Когда вы берёте и пропускаете через себя то, что хотите донести — печаль, грусть, радость, кайф — это очень хорошо считывается. Если вы рассказываете, например, про бездомных собачек, и в вас действительно есть это сочувствие и грусть, это видно и слышно. Это даёт дополнительную причину слушать вас. Но при этом эмоция должна быть настоящей и уместной. Монотонность — это зло, но и переигрывание, театральность, показное вдохновение — тоже зло. Фальшь сразу чувствуется, доверие теряется.
Когда Миша проводил одну из первых презентаций в бюро, ведущий дизайнер Коля Товеровский предложил: «Давай сегодня ты презентуешь, а не я». Мише было страшно, он вообще не понимал, как это делать. Коля накидал видео Стива Джобса, мол, вот посмотри, как человек презентует, вдохновись. Миша стал на презентации театрально разыгрывать подобные джобсовским приёмы, и пока рассказывал, сам чувствовал, насколько фальшиво звучит.
См. также лекцию «Гигиена и технические моменты»
Есть ещё момент, связанный с условиями вашего выступления. Мы отдельно об этом поговорим в другой лекции, но сейчас просто заодно скажем, что довольно трудно держаться естественно и раскрепощённо, если что‑то мешает: неудобный стул, шум на фоне, плохо работающий проектор. Сначала нужно разобраться с этими вещами.
См. также лекцию «Гигиена и технические моменты»
Итак, ощущение, что вы с воодушевлением рассказываете, и что ваша эмоциональная сторона рассказа соответствует смысловой — это самое первое.
Ещё история про комфорт. Мы вместе выступали в Киеве. Тогда почему‑то нам не выдали нормальные микрофоны, а дали стойку с микрофоном, вокруг которой была какая‑то конструкция. Миша выступал первым, и это было ужасно неудобно: микрофон не подходил по высоте, не было возможности свободно двигаться, и вместо того, чтобы с горящими глазами рассказывать про типографику, он всё время думал, не слишком ли близко стоит и не слишком ли далеко. Про вовлечённость вообще речи не шло.
Также неудобно, когда выдают микрофон, который надо держать в руке. Ты рассчитываешь на петличку, чтобы жестикулировать, обращаться к людям, а тут одна рука занята. Начинаешь двигать микрофон, звук меняется, всё неудобно и коряво.
Самое первое впечатление вы производите, когда представляетсь. Очень важно чётко и внятно произнести своё имя, особенно если оно необычное или у вас иностранная аудитория. И важно, чтобы речь вообще доходила до слушателя. Это значит, что нужно говорить достаточно громко, внятно, уверенно, обращаясь к тем, кто вас слушает.
Конечно, кто‑то говорит громко от природы, а кто‑то тихо, и вы можете сказать, что вы как раз скромный и тихий человек. Но мы рекомендуем воспринимать это просто как механический навык. Скромные люди иногда бегают марафоны или поднимают штанги — и ничего. Точно так же можно научиться говорить громко и уверенно хотя бы в моменты выступлений.
Попробуйте записать себя на видео и посмотреть со стороны. Вам самим может казаться, что вы кричите, но если сравнить с другими докладчиками, окажется, что звучит вполне естественно. Миша до бюро как раз считал себя «тихим и интеллигентным», а потом «раскачался».
10:34
Ещё важна обращённость к аудитории. Некоторые люди рассказывают доклад шкафу, полу или ковру. На курсах бывает, что участник вроде бы должен показывать свою работу всему классу, а рядом сидит преподаватель, и участник всё время смотрит только на преподавателя, не обращаясь к остальным. Из‑за этого сразу теряется контакт со всей аудиторией.
10:34
Не страшно, если вы иногда оглядываетесь или подсматриваете куда‑то, чтобы вспомнить, что дальше говорить (например, в телефон, как мы). Главное — не терять зрительный контакт, большую часть времени смотреть на людей. Если потерялись, можно вслух сказать: «Так, что я дальше хотел сказать?», чем просто зависнуть.
Хороший способ показать, что вы обращаетесь к людям, — это говорить стоя. Это не всегда уместно, например, если вы сидите за столом в переговорке с клиентом, будет странно вдруг встать. Тогда оставайтесь сидеть. Мы с Мишей тоже сидим, потому что говорим по очереди, и было бы странно стоять и ждать, пока другой говорит — это выглядело бы неловко.
Но в тех случаях, где это уместно, мы рекомендуем вставать. Например, на конференции. Это способ не закрываться от аудитории, не прятаться за ноутбуком. Когда человек сидит и что‑то рассказывает, это сразу создаёт ощущение, что ему безразлично, слушают его или нет. Соответственно, слушать его и перестают. А если вы на сцене и вы один — само собой, надо стоять.
Миша вспоминает, как на одном «Дизайн‑просмотре» выступал крутой архитектор. Он пришёл в солнцезащитных очках, уселся на диван, спрятался за ноутбуком и начал равнодушно рассказывать про своё портфолио. И, несмотря на то что работы у него были крутые, слушать его было невозможно.
Нормально сидя за ноутбуком показывать что‑то, например, во время мастер‑класса по какой‑то программе. Но даже в таком случае не забывайте хотя бы иногда отрываться от экрана и смотреть на людей. При этом если есть возможность и это проводить стоя, то будет всё равно лучше.
Вспоминается Сергей Даренко, который вёл свои радиоэфиры стоя, даже несмотря на то что его никто не видел в студии. Это влияет на голос: когда стоишь, говоришь живее, эмоциональнее.
14:04
Очень важно научиться контролировать слова‑паразиты. Все эти «эээ», «ну вот», «как бы» — от них можно постепенно отучиться. Это тоже механический навык. Приучите себя в паузах не вставлять звуков, а молчать. Молчание в нужный момент звучит весомо..
14:04
В фильме «Король говорит!» логопед учит короля Георга VI: если чувствуешь, что начинаешь заикаться — делай паузу, говори с расстановкой. Так речь будет звучать твёрже и выразительнее. Это полезно помнить: если забыли, что хотели сказать, — помолчите. Вспомните, и продолжите. Потихоньку вернётесь в нужный темп.
Слова‑паразиты — это не катастрофа. Если вы иногда вставляете «эээ» — пережить можно. Но в публичном выступлении намного заметнее. И бывает, что слушатель вместо того, чтобы вникать в суть, начинает считать, сколько раз вы сказали «там», «ну вот», «короче».
Вот вам задание: посчитайте, сколько раз мы сказали «там» в этой лекции. Мы и сами не идеальны, но стараемся становиться лучше. Особенно если вы готовитесь к важному выступлению, стоит завести себе внутренний детектор этих штук и выкрутить его на максимум. А чтобы лучше понять, где вы их допускаете — запишите себя на видео и посмотрите со стороны.
Это всё — вопрос подготовки. Если кто‑то из вас смотрел презентации Эпла, возможно, помните, как в одном из первых своих выступлений Крэйг Федериги, руководитель разработки софта, вышел на сцену, чтобы показать новую функцию на Маке. В какой‑то момент камера приблизила его руку с мышкой, и было видно, что она дрожит. Он говорил неуверенно, и многие отметили, что это выбивалось из общего стиля презентаций Эпла. Но уже через год он стал рассказывать всё блестяще, а сейчас, кажется, он вообще стал главной звездой их презентаций: бегает по кампусу, улыбается, шутит. Очевидно, он сам много над этим работал.
От слов‑паразитов стоит избавляться, без фанатизма, но лучше с ними бороться. При этом мы не предлагаем быть вылизанными идеальными ораторами, которые громко и самоуверенно говорят стоя, смотрят на всех сверху вниз и ни разу не сбиваются. Парадокс в том, что чрезмерная безупречность тоже делает речь неприятной и отталкивает. Если ты выглядишь непогрешимо, слушать становится неинтересно.
17:16
Фрагмент лекции Ильи — в 18:07
См. лекции Ильи Синельникова Переговоры и отношения с клиентами, лекцию «Базовые принципы переговоров»
Мы рекомендуем соблюдать принцип «не в порядке». Илья Синельников в курсе о переговорах описывал ситуацию, когда чувствовал себя некомфортно рядом с человеком, который слишком старался произвести впечатление «в порядке». Вместо откровенного разговора приходилось играть роль, часто неудачную. В его компании было всего пять постоянных сотрудников, остальные — фрилансеры, которые иногда подводили, за полтора года так и не сделали нормальный сайт, а текущее портфолио уступало конкурентам. Но казалось, что если всё это рассказать честно, собеседник начал бы относиться снисходительно, перестал бы уважать.
17:16
Фрагмент лекции Ильи — в 18:07
См. лекции Ильи Синельникова Переговоры и отношения с клиентами, лекцию «Базовые принципы переговоров»
Если в общении нет ощущения откровенности и доверия, то и презентация, например клиенту, получится неудачной. Вылезут те же проблемы, что и у плохого выступления. Быть «не в порядке» не значит быть плохим — это значит позволить себе быть живым, нормальным человеком, неидеальным. Вы можете забыть слова, перепутать что‑то, запнуться (в том числе буквально, выходя на сцену), случайно не тот файт открыть. В книге Джима Кемпа есть классический пример — то ли забыть, то ли уронить ручку на переговорах. Делать это специально, конечно, странно — будет выглядеть как будто ты прочитал Кемпа и специально повторяешь.
Обычно ничего специально придумывать не нужно. Мы все не идеальны, у нас иногда что‑то падает из рук, что‑то не получается, мы запинаемся — и с этим надо спокойно жить. Есть «Тед» — популярная площадка с лекциями и презентациями, которые часто приводят как образцовые. Но нередко они выглядят излишне вылизанными: их репетируют очень много раз, и в итоге человек рассказывает уже не искренне, а на автопилоте. Конечно, и в Эпле, и на «Теде» бывают выступления, которые репетировали десятки раз и при этом они остаются интересными. Но путь бесконечных репетиций не всегда ведёт к нужному результату, потому что не у всех он получается одинаково хорошо. А путь, о котором мы говорим — через живость и воодушевление — сработает почти всегда, потому что человечность подкупает.
Чаще всего обычный человеческий рассказ, не отрепетированный, а рассказанный как будто знакомому, слушать гораздо интереснее. Чем больше выступление похоже на такой рассказ, тем лучше. Можно говорить с оговорками и паузами, но живо — и это будет хорошо. А можно идеально и без запинки, но с показухой — и это будет плохо. Поэтому последний совет в этой части — придерживаться принципа «не в порядке»: не пытаться быть слишком идеальным, а позволить себе быть живым.
Мы поговорили про подачу — про то, насколько вы заряжаете людей эмоционально, насколько обращаетесь к ним напрямую. Если слова отточены, но рассказ скучный — вас не будут слушать. А если речь яркая, пусть и со взглядами в шпаргалку, но поданная нормально — слушать будут. Представьте, что вы в баре рассказываете другу о своих приключениях: забыли что‑то, полезли в телефон, нашли фото, вспомнили ещё одно событие и с горящими глазами продолжили. Это не мешает слушать, и не создаёт впечатления, что вы зачитали текст. При этом важно, чтобы энтузиазм соответствовал теме. Если вы в состоянии эйфории рассказываете о том, что сделали телеграм‑бота, который напоминает выпить таблетки, — что‑то явно не так. Нужно соизмерять эмоциональность с содержанием.