Десять лет назад мы открыли свою школу. Тогда она называлась Школа стажёров, и мы приглашали только дизайнеров. Сейчас Школа бюро — это три школы: Школа дизайнеров, Школа редакторов и Школа руководителей. Через них прошли 2403 студента, а 343 человека получили дипломы. Мы приглашаем студентов, которые закончили школу, а потом добились чего‑то важного для себя, рассказать, как у вас сейчас дела — мы хотим собрать истории студентов и показать ваши фотографии.
Оставьте почту, чтобы узнавать о новых историях студентов и следить за новостями школы.
Мой майндсет дизайнера постепенно перестроился на бизнесовый лад продуктового менеджера... Сегодня у нас больше двухсот бизнес‑партнёров с миллионами пользователей, восемь продуктов, триста человек в компании, распределённых по миру.
Вместе с командой мы развиваем сервис международных заказов для миллионов покупателей и продавцов из восьми стран.
С 2016 года я работаю в Т‑Банке: сначала редактором, потом шефом продуктовой редакции, ментором, шеф‑редактором, главным редактором, а теперь вот — руководителем нескольких главредов.
Сейчас у меня своё дизайн‑бюро Бреле. Мы специализируемся на сложных профессиональных цифровых продуктах: маркетплейс запчастей, кабинет поставщиков и складские программы для Эмекса, сервис для интернет‑рекламы от Серпзиллы.
Сегодня я работаю в американском технологическом гиганте «Сквер» с капитализацией $39 миллиардов. Опыт и знания, полученные в школе, давали преимущество в каждом новом месте.
К моему удивлению через полгода Николай Товеровский предложил мне поработать помощником в Школе бюро. Кажется, он запомнил, как я не сдавалась :‑) Сейчас я работаю разработчиком в техническом контуре бюро.
Ближе к окончанию второй ступени мне прислали офер из редакции лендингов Нетологии — мечта попасть в продуктовую редакцию крупного бренда сбылась так быстро! Бюрошные навыки помогли сделать хорошее тестовое.
В «Суперджобе» я доросла до мидла, и меня позвали параллельно преподавать в «Яндекс‑практикум» курс по продуктовому подходу для дизайнеров. В прошлом году я ушла из «Суперджоба» в «Альфа‑банк», где я теперь сеньор‑помидор.
Везде живые люди, с которыми нужно уметь договориться, организовать их, найти решение. Школа подарила мне чувство уверенности, что смогу, справлюсь.
Я училась в бюро в 2017 году, в Школе дизайнеров, и работала на фрилансе. Прямо во время обучения я ушла в декрет, а во время первых лет воспитания младенца начала подработку менеджером проектов. Моих новых знаний хватило для того, чтобы создавать команды и реализовывать проекты эффективнее, чем когда я всё делала одна. Получилось даже больше зарабатывать, несмотря на неполную занятость. Сейчас я работаю продуктовым дизайнером в «Сбере», среди единомышленников, и знания из школы мне очень помогают.
В школу меня позвал учиться друг дизайнер, мы с ним работали в одной компании. Он тогда учился в первом потоке, но понял, что не пройдёт на 3 ступень, и решил поступать ещё раз. Я помню, когда мы на работе обсуждали дизайны — меня впечатлили его комментарии. Не просто хорошо или плохо, а какие‑то конкретные штуки: выравнивание, польза, логика. Поэтому, когда он позвал меня поступать вместе на второй поток — я поняла, что мне это тоже надо. От школы я получила почти все плюшки, которые обещали: проучилась бесплатно все 3 ступени и устроилась на работу к партнёру школы, в издательство «МИФ».
Уже после первой ступени я прошёл отбор на стажировку в продуктовую редакцию «Авито», а после неё Женя Арутюнов нанял меня в «Анабар», систему аналитики маркетплейсов из топ‑100 перспективных компаний России.
Методы, фреймворки и приёмы, которые вышли из бюро, для меня как Полярная звезда — показывают целевое состояние и указывают путь.
На первой ступени я совмещал работу в офисе, фриланс и школу, сидел за ноутбуком по 12 часов. В результате загремел в больницу. Взял академ и вернулся на вторую ступень позднее, там учился уже в более щадящем режиме. Что до результатов, то на второй ступени школы я уволился с должности копирайтера и пришёл главным редактором в проект „Мои штрафы“. Параллельно закончил третью ступень и в той же компании стал сначала продуктовым исследователем, а затем руководителем проектов с упором на рассылки — это основной бизнес компании. Недавно переехал из Санкт‑Петербурга в Лиссабон и сделал первый коммерческий проект для местного заказчика, уже за евро. Бюрошные знания универсальны и помогают почти в любой работе — главреда, исследователя, продукт‑оунера, даже веб‑разработчика.
Школа дала мне базу. Базу, благодаря которой я устроился в международную компанию и через 3 месяца стал тимлидом команды дизайна.
Учёба в Школе бюро как школа жизни. Это не переписывание конспектиков и рисование иконок. Здесь применяешь новые знания сразу, задаёшь нужные вопросы, главное — думаешь о пользе продукта и способах её добиться. Диплом помог мне понять, какие сферы мне интересны, чем я хочу заниматься, не соглашаться на сомнительные предложения, а искать то, что по душе. И работать из дома с котиками :‑)
Школа стала для меня ступенькой, с которой удалось подсмотреть, как строится работа в других компаниях — недостижимых для меня (так я тогда думала).
В целом, это настолько сильный буст в жизни, базовые установки, которые вот уже 10 лет помогают делать бизнес, проекты и в России и вне.
Ровно десять лет и один день назад мы объявили, что открываем свою школу. Тогда она называлась Школа стажёров, и мы приглашали только дизайнеров. И у меня тогда бороды не было.
Сейчас Школа бюро — это целых три школы: Школа дизайнеров, Школа редакторов и Школа руководителей. Через них прошли 2266 студентов, а 319 человек получили дипломы и стали нашими выпускниками.
Это важный юбилей, потому что школа оказалась чем‑то гораздо большим, чем я рассчитывал на старте.
Я открыл школу, потому что осознал, что для роста творческого коллектива бюро нужна постоянная подпитка новыми людьми, которые разделяют наши профессиональные принципы и говорят с нами на одном профессиональном языке. И это удивительная вещь. Мы не создавали школу, чтобы приносить людям радость, знания и всё такое. Мы сделали школу для себя, для бюро, и бюро по сути главный клиент школы.
Это совсем не то же самое, что книги, лекции и курсы. Я люблю наши курсы, лекции, обожаю наши книжки. Они радуют ум и сердце, очень помогают углубиться в конкретную тему, в том числе тем, кто учится в школах. Они задуманы и сделаны для этого, всё ради людей. Но никогда не было такого, чтобы мы пригласили человека в бюро, потому что он подписался на наши книги или потому что он прошёл наши курсы.
А со школой получилось невероятное. Во‑первых, школа оказалась самым эффективным продуктом. Уже десять лет мы доверяем системе и зовём к себе людей, закончивших школу. У нас просто нет необходимости искать людей где‑то ещё, кроме, может быть, разработчиков, архитекторов и бюрист, по крайней мере пока :‑)
Во‑вторых, оказалось, что наши выпускники супервостребованы среди работодателей, по крайней мере среди тех, кто в теме и в профессии. Они работают в Сбере, Тинькове, Суперджобе, Мифе, Яндексе, Озоне, Авито, Госуслугах и дофига где ещё.
Примерно год назад Т—Ж провёл опрос и собрал статистику по профессиональному образованию редакторов. Тогда оказалось, что Ильяхова и Школу редакторов специалисты упоминали чаще всего, а зарплата выпускников оказалась выше зарплаты выпускников других школ.
Конечно, я порадовался этому исследованию и мы его цитировали. Но совсем недавно вышло новое исследование, на этот раз про дизайнеров. И что же? Снова оказалось, что у бюрошных выпускников‑дизайнеров самая высокая зарплата.
И дело не только в зарплате. Мы видим по отзывам, что студенты Школ бюро постоянно отмечают тусовку и связи. Ещё во время учёбы люди заводят чатики, обсуждают задания, даже «дружат против преподавателей». А после учёбы помогают друг другу делать проекты и зовут на работу.
Сообщество студентов настолько больше, чем просто школа, что студенты по своей инициативе создали независимый журнал «Кто студент», где берут друг у друга и у преподавателей интервью, рассказывают жизненные и профессиональные истории, делятся лайфхаками и главное — оттачивают дизайнерские, редакторские и продюсерские навыки. При этом редакции от потока к потоку передают эстафету новым студентам, и эту систему тоже создали и поддерживают сами студенты.
Кто бы мог предположить, что школа с самой странной на свете бизнес‑моделью, которая отсеивает на каждой следующей ступени 70% своих студентов, которая создана для кадровых нужд бюро, станет востребованной, эффективной и создаст профессиональное сообщество, которое гораздо больше бюро?
Я думаю, что это неслучайно: наши выпускники лучше приспособлены к удалённой работе; их не нужно пинать; они сами выясняют всё, что нужно для решения задачи; дизайнерам не надо объяснять, что такое информативность и закон Фиттса и как подправить текст на кнопке, редакторы могут сами придумать и собрать рассылку или промостраницу. Наши выпускники становятся незаменимыми.
Но это всё сухие факты и цифры, а ведь есть ещё живая память и истории. Мы следим за успехами выпускников, многие из них запускают свои бизнесы и продукты. Есть и инновационные идеи вроде сиэрем‑системы для кафе и ресторанов, и небольшие издательские проекты вроде книг и карточек, и маркетинговые продукты вроде подарочных наборов.
Я помню наши вечеринки до утра с выпускниками после защиты, помню своих дипломников, у которых я был арт‑директором. Хочу передать приветы выпускникам первого потока: Лере Буниной, Аркадию Чугунову, Андрею Кириллову, Мише Озорнину, Андрею Ильинскому, Андрею Давыдову, Антону Безденежных, Борису Дубаху и Леониду Касаткину. Спасибо вам, что первыми нам доверились.
Но я хочу вспомнить не только первых выпускников. У меня просьба ко всем, кто закончил школу, а потом добился чего‑то важного для себя, написать мне. Мы хотим собрать и рассказать ваши истории и показать ваши фотографии. Необязательно рассказывать о школе только хорошее: хотите, напишите нам какие‑то гадости, хотите — что‑то приятное. Но главное — расскажите свою историю и чего вы добились после школы.
Дорогие выпускники, пожалуйста, присылайте мне свои истории: artgorbunov@artgorbunov.ru