Школа
Переговоры

Как вы поступаете, если клиент настаивает на подписании договора о неразглашении (NDA)?

Коллеги!

Как вы поступаете в случае, если клиент перед началом переговоров настаивает на подписании договора о неразглашении (NDA)?

Я принципиально не подписываю такие договоры во время переговоров (для этого есть соответствующий раздел в договоре на разработку), т. к. содержание НДА обычно крайне «мутное», а штрафные санкции за разглашение предоставленной клиентом информации описываются суммой с множеством нулей. Вместо этого я веду с клиентом долгую раъяснительную работу, объясняя, почему не стоит бояться рассказать нам всё о своём бизнесе и его инновационной составляющей (которая в 9 случаях из 10 является секретом Полишинеля). Клиенты на это аргументируют: «Раз вы такие честные, то просто подпишите договор, иначе мы работать не будем — боимся, как бы вы не украли нашу идею и не реализовали её самостоятельно» (и тут я начинаю повторять свой рассказ о том, почему мы не будем самостоятельно реализовывать идеи наших клиентов, тратя снова время).

Разумеется, некоторое количество принципиальных, как и я сам, клиентов таким образом теряется. Это меня расстраивает, но и своему принципу я тоже изменять не хочу. Как быть?

Захар Кириллов
2 фев 2012
👁 4801   🗩2
Переговоры

Как вы поступаете, если клиент настаивает на подписании договора о неразглашении (NDA)?

Коллеги!

Как вы поступаете в случае, если клиент перед началом переговоров настаивает на подписании договора о неразглашении (NDA)?

Я принципиально не подписываю такие договоры во время переговоров (для этого есть соответствующий раздел в договоре на разработку), т. к. содержание НДА обычно крайне «мутное», а штрафные санкции за разглашение предоставленной клиентом информации описываются суммой с множеством нулей. Вместо этого я веду с клиентом долгую раъяснительную работу, объясняя, почему не стоит бояться рассказать нам всё о своём бизнесе и его инновационной составляющей (которая в 9 случаях из 10 является секретом Полишинеля). Клиенты на это аргументируют: «Раз вы такие честные, то просто подпишите договор, иначе мы работать не будем — боимся, как бы вы не украли нашу идею и не реализовали её самостоятельно» (и тут я начинаю повторять свой рассказ о том, почему мы не будем самостоятельно реализовывать идеи наших клиентов, тратя снова время).

Разумеется, некоторое количество принципиальных, как и я сам, клиентов таким образом теряется. Это меня расстраивает, но и своему принципу я тоже изменять не хочу. Как быть?

Захар Кириллов
2 фев 2012
👁 4801   🗩2
А. Г.
Арт‑директор и автор учебных программ бюро
Полезно
Непонятно
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Кстати, по железному закону вселенной подписание НДА означает, что проект бюро с клиентом не случится. Причины обычно самые разные и внешне никак не связанные. Такая бюрошная примета :‑)

Информация о планах наших потенциальных, действующих и прошлых клиентов — святая святых. Но мы не видим смысла становиться материально обязанными на всю жизнь ещё до начала разговора. Разговор может закончиться ничем или даже не начаться.

Кстати, по железному закону вселенной подписание НДА означает, что проект бюро с клиентом не случится. Причины обычно самые разные и внешне никак не связанные. Такая бюрошная примета :‑)

Поэтому нам ничуть не жалко подписать НДА, если в нём нет штрафных сумм или клиент соглашается на символическую.

Это прозвучит кощунственно, но дизайнерская работа априори предполагает циркуляцию идей, шаблонов и приёмов между проектами и клиентами. Если отнять круговорот идей, наша профессия перестанет существовать.

Где граница дозволенного, дизайнеру приходится решать самому. Если ко мне одновременно придут два банка, я не стану предлагать одному банку хитрую систему лояльности, о которой узнал в разговоре с другим. Если я сам придумал эту систему, с удовольствием предложу обоим. Но шаблон решения неизбежно отложится в голове и всплывёт в какой‑нибудь другой задаче — так работает мозг. Идею нельзя скрыть, только задержать на время — если ей станет скучно в сундучке, она сама выпрыгнет в чьей‑то чужой голове.

Это накладывает большую ответственность на дизайнера и объясняет клиентские страхи. Возможно, требование НДА означает неприятие клиентом этой реальности, и лучше не работать вместе. Поэтому я честно говорю всё это клиенту, когда заходит разговор о «секретности».

Мы учимся у клиентов за их счёт. Отблагодарить их мы можем только добросовестной работой и этичным поведением.

P. S. Это был пятничный совет по взаимоотношениям с клиентом. Хотите получить совет по самой эффективной системе переговоров без оружия? Присылайте вопросы.

P. P. S. Совет помог? Напишите в комментариях.

Взаимоотношения с клиентомПрофессиональная этика
Полезно
Непонятно
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментариев пока нет

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы