Заголовок — базовый элемент вёрстки.

Мы неслучайно рассматриваем заголовки сразу в трёх дисциплинах Школы бюро: в «Типографике и вёрстке», «Интерфейсе и информации» и, конечно, «Тексте и редактуре». Заголовок задаёт конструкцию страницы, помогает воспринять смысл и решает информационные задачи автора.

Заголовок — не просто формальное резюме текста, иначе от него стоило бы избавиться как от лишнего повтора.

Заголовок привлекает внимание и возбуждает интерес читателя. Если на странице нет иллюстраций, читатель первым делом заметит крупные надписи. По заголовкам он примет решение о дальнейшем чтении или даже выберет между несколькими текстами.

Заголовок мгновенно ориентирует в смысле — как навигационная табличка на двери. Это первый ключ к пониманию: «где я, куда я попал?». Эффективность инструкции, сложной схемы или интерфейсного экрана может зависеть от ясности и информативности заголовка.

Заголовок служит якорным объектом, организует страницу и её отдельные части. Он обозначает и даёт форму блокам текста, направляет чтение. Размеры заголовков показывают сравнительную важность или логическую вложенность текстов.

Простейший заголовок — это крупная однородная надпись строчными буквами с прописной в начале и без точки в конце:

Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо

Нет необходимости делать заголовок жирным, если он достаточно крупный и хорошо заметен в простом начертании. Однако для контраста с текстом в мелких кеглях без полужирного не обойтись:

Робинзон Крузо

Роман Даниэля Дефо, впервые
опубликованный в апреле 1719 года,
названный по имени главного героя.

Если заголовок занимает несколько строк, необходимо избегать висячих союзов и предлогов и нелогичных переносов. Плохо:

Жизнь и удивительные
приключения Робинзона
Крузо

Хорошо:

Жизнь и удивительные приключения
Робинзона Крузо

Заголовок — синтаксически самостоятельный цельный элемент. Сегодня плохой тон визуально дробить его на части стилями:

ЖИЗНЬ
и удивительные приключения
Робинзона Крузо

Этот приём подходит в редких случаях вроде книжного титула или плаката. Даже «безобидное» выделение жирным части заголовка в декоративных целях часто выдаёт любительскую вёрстку:

Жизнь и удивительные приключения Робинзона
Крузо

Это не значит, что заголовок не может быть составным. Дополнительные элементы заголовка помогают сделать его основное тело короче и заметнее, сориентировать и заинтересовать читателя:

Бирка
Подзаголовок
Двойной заголовок
Графика, маркер или знак

Заголовок обычно «накрывает» текстовый модуль, к которому относится, и принимает его форму. Это помогает отделить соседние модули и подсказать направление чтения. Горизонтальный блок с широким заголовком:

Если длины заголовка не хватает, чтобы накрыть модуль, соседние модули по вертикали могут вступить в незапланированные связи и нарушить порядок чтения:

В таких случаях приходится дополнительно отделять модули, например линейками:

Заголовок узкого вертикального модуля обычно переносится на несколько строк:

При этом важно соблюдать правила переносов и не допускать чрезмерного количества строк в заголовке — это выглядит сложно и уродливо, плохо читается, ломает сетку любого сайта или издания:

Спасают положение составные заголовки, выбор подходящего кегля и, конечно, редакционная политика:

Вертикальные расстояния у заголовков

Это был понедельничный совет о вёрстке и типографике в вебе. Хотите знать всё об интерлиньяжах, полях, отступах, кеглях, выравниваниях и модульных сетках? Присылайте вопросы.

Типографика в вебеПереносы в заголовкахФормат: текст
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы