Изобретательность
Изобретательность
Сильный дизайнер ищет способ разрешить противоречие без потерь с любой стороны. Когда сильное решение найдено, кому‑то оно покажется очевидным. Но пока противоречие не разрешено, сама формулировка такого решения выглядит фантастической и невозможной.
Посмотрим, как соотносится изобретательное решение с другими подходами на уже знакомых нам примерах:
Задача | Капитуляция | Компромисс | Грубая сила | Изобретательность |
---|---|---|---|---|
Волки и овцы | Волки сыты, овец нет | Волки полуголодны, овец всё меньше | Убить волков! | Волки сыты, овцы целы |
Бревно на дороге | Повернуть назад | Продолжить пешком | Вперёд на бревно! | Преодолеть без последствий |
Автомаршруты | Не ездить на машине | Купить толстый атлас | Нанять водителя | Машина сама скажет, куда ехать |
Клиент просит большую скидку | Потерять клиента | Дать скидку | Поставить ультиматум | Продать ещё больше |
Рассмотрим некоторые принципы изобретательных решений.
Определение полезного действия или вредного фактора
Идентификация полезного действия или вредного фактора — первый шаг в решении дизайнерской задачи. Иногда он даже отменяет необходимость решения, разрешает противоречие сам по себе. Неверное определение лишает курса, приводит к бесцельному перебору вариантов.
В семье
Муж купил кофемолку и теперь молотый кофе разносится по кухне после приготовления каждой чашки. Жена считает мужа недостаточно заботливым и требует развода. Супруги спорят и выясняют отношения.
Полезное действие: утренний кофе, вред: рассыпанные частицы кофе. Анализ переводит ситуацию из области сложных психологических противоречий в техническую задачу покупки автомобильного пылесоса.
Формулировка и обострение противоречия
Дизайнерская задача часто выглядит расплывчато, поэтому дизайнер обязан разобраться, за что и с чем он борется — сформулировать противоречие.
Вспомним рулон туалетной бумаги из совета о максимизации полезного действия. Рулон вращает непрерывный вихрь радости, как сама жизнь — ровно до неизбежного момента своего окончания. Даже если хозяин предусмотрел рядом запасной рулон, это не спасёт его от трагической необходимости избавиться от останков первого — да‑да, той самой картонной втулки.
Полезное действие туалетной бумаги — чистота, поэтому её научно‑фантастическое будущее лежит где‑то на пути ультразвукового краника с водой, совмещённого с унитазом. Но это выход в надсистему. Скорее всего, нам не подходит отказ от текущего принципа, если наш клиент — фабрика туалетной бумаги. А полезное действие в проблемной подсистеме — втулке — бесперебойная подача бумаги, вращение.
Формулируем противоречие:
В сторону пользы: туалетная бумага разматывается на втулке, но втулку приходится выбрасывать → выносить в другую комнату → нельзя выбросить в унитаз, иначе засорит. Вредный фактор надо определять так же точно, как и полезное действие. Для этого очень помогает приём — задавать подряд вопрос «почему», пока ответ не станет очевидным. В идеале: бумага разматывается на втулке, но втулка сама исчезает.
В сторону избавления от вреда: туалетная бумага без втулки, но не разматывается. В идеале: бумага разматывается без втулки.
Сильное решение чаще лежит на стороне противоречия, связанной с достижением полезного действия. Решение в сторону пользы — растворяемая втулка, которую достаточно бросить в унитаз. Фантастическая формулировка обретает смысл: втулка есть и втулки нет.
В графических интерфейсах используются вложенные меню, всплывающие при наведении курсора. Проблема: во вложенное меню справа от текущего пункта меню сложно попасть, не задев соседние пункты меню на родительском уровне — при движении по горизонтали человеческая рука описывает дугообразную траекторию. Если промахнуться, вложенное меню пропадает. Компромисс — оставлять на экране вложенное меню на полсекунды. Но проблема в том, что при обычном движении вниз по пунктам вложенные меню появляются с неприятной задержкой, а при ошибках пользователи дополнительно замедляют движение и задержки им всё равно не хватает.
Сильное решение, как и положено, звучит парадоксально: меню должно исчезать мгновенно и должно оставаться сколь угодно долго. Брюс Тогнаццини предложил на первых Маках треугольную безопасную зону справа от курсора мыши: если курсор двигается внутри зоны сколь угодно медленно, вложенное меню остаётся на экране. Если курсор вне зоны, вложенное меню мгновенно исчезает.
Борьба не со злом, а с его источником или проводником
Зло трудно победить.
Любую проблему можно метафорически представить как водоём, из которого проблема поступает в вашу лодку — дизайнерскую задачу. Неразумно пытаться высушить море, если источник проблемы — пробоина в лодке. Трудно бороться с последствиями — вычёрпывать воду быстрее, чем она поступает. Рационально — заделать пробоину, то есть не допустить появления проблемы в локальной дизайнерской задаче.
Не истреблять волков, а предотвращать их нападение на овец.
Не чинить поломанный автомобиль, а убрать или преодолеть бревно.
В дизайне информационного дисплея возникает противоречие: чтобы повысить информационную плотность схемы торгового центра, объекты на схеме должны быть меньше площади пальца:
Но если объект мелкий, его сложно выбрать пальцем. По закону Фиттса чем больше кнопка, тем легче в неё попасть. Простое решение: сделать область нажатия больше, чем сам видимый объект. Но это не работает, если активные объекты рядом — ведь тогда их области нажатия пересекутся.
Дизайнеры интерфейса знают, что прицельный клик — самый дорогой, неудобный и неэффективный жест. И чем «бороться с Фиттсом», лучше избавиться от необходимости кликать. Полезное действие схемы — информация, значит схема должна сама показывать полную информацию, когда это необходимо, без дополнительных окон и попапов. Двухпальцевый жест масштабирования с мгновенной обратной связью, как на Айфоне, не требует прицеливания и идеально решает задачу. А полезное действие схемы теперь можно максимизировать, отдав ей весь экран:
Что делать, если с источником зла нельзя бороться? Надо сделать восстанавливаемую защиту.
В Айфоне
Пользователи Эпла ожидают бескомпромиссного качества, поэтому в первой версии Айфона было только несколько «родных» приложений, сторонние разработки не допускались. Но из‑за этого функциональность телефона была ограничена. Магазин приложений «Апстор» разрешил противоречие: процедура проверки обеспечивает качество и соответствие гайдлайнам, а необходимость отдельной загрузки психологически делает приложения «чужими», пользователи не винят Эпл за огрехи.
Апстор берёт комиссию от продажи приложений, которая в том числе бесперебойно кормит службу проверки качества.
Без выхода в надсистему
Возможно, задача с волками и овцами решается сменой жительства или переходом от животноводства к земледелию. Это решения с выходом в надсистему. Они затрагивают существующую работоспособную систему, связаны с большими расходами времени, денег и интеллектуальных ресурсов на создание или перекомпоновку новой системы, порождают и заставляют решать новые сопутствующие задачи. Поэтому сильный дизайнер сначала ищет решение, которое меняет только проблемную часть и не затрагивает остальную систему.
Многопальцевые жесты на сенсорном экране требуют специальной ёмкостной, а не резистивной технологии. Кроме того, поддержка жестов требует специального программного обеспечения. Если в торговом центре уже установлены дисплеи с резистивной технологией, решение потребует неоправданных расходов. Решим задачу о схеме торгового центра без выхода в надсистему. Пусть мелкие объекты на схеме, расположенные рядом, имеют объединённую область нажатия. При нажатии на область где‑то в районе нужного объекта карта масштабируется, а объекты — увеличиваются, раздвигаются и получают уже индивидуальные области нажатия приемлемого размера.
Вместе с тем, выход в надсистему обеспечивает прорыв и радикальное решение проблемы. Современные автонавигаторы используют маршрутные карты, спутниковый приёмник, информацию о пробках — сложнейший технологический багаж. Но благодаря этому сами подсказывают путь и практически полностью исключают необходимость самостоятельного ориентирования. Неслучайно в Москве работает много таксистов‑гастарбайтеров, незнакомых с городом и не пользующихся дорожными атласами.
Таким дизайнерским и технологическим прорывом, меняющим привычный сценарий использования, в своё время стали безопасные бритвы по сравнению с опасными, цифровые фотоаппараты по сравнению с плёночными, мобильные телефоны по сравнению со стационарными, Айфон по сравнению с мобильными телефонами.
P. S. Пользователь Воттакой на форуме водителей УАЗ предлагает решение: «Если бревно очень толстое и вообще в лесу много подобного вала, то спиливаем четыре, желательно сухих, деревца приблизительно в руку толщиной, по длине желательно в полтора раза больше длины авто. Связываем их парами на концах, перекидываем через пресловутое препятствие, и разносим по ширине колеи (можно по ширине колеи отмерить две верёвочки, и связать ими пары наших бревнышек для ровности укладки. Заезжаем на наши перекинутые импровизированные траки и переезжаем бревно. При переезде траки перекидываются на манер детской качалки, и мы спокойно съезжаем. Грузим всё это дело на багажник, до следующего крупного бревна». Это сильное решение: мы проезжаем по дороге с бревном так, будто на нём нет бревна.
А что делать, если дорогу смастерить не из чего, а мощности автомобиля не хватает, чтобы сдёрнуть бревно тросом? Моя гипотеза: воспользуемся тем, что трение качения меньше трения скольжения и обвяжем трос так, чтобы бревно крутанулось. А чтобы не повторять процедуру, намотаем трос на бревно, как на йо‑йо. Буду рад узнать мнение бывалых советчиков :‑)
P. P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о полезном действии, разрешении противоречий, работоспособных системах, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы.