Я очень хорошо отношусь к идее стандартизации. В бюрошном бейскемпе есть сборник стандартов, регламентирующих именование файлов, скайповый этикет, составление форм ввода в интерфейсах, организацию проектов и поведение с клиентами. Кроме того, часть этих стандартов опубликована в советах. Поэтому нет никакой нужды печатать их на бумаге.
Я не знаю другого способа добиться от людей предсказуемой модели поведения. Только так можно показать коллегам, чего ты от них ждёшь, а что считаешь неприемлемым. Это работает — я горжусь, что бюрошники работают над дизайном и общаются с клиентом предсказуемо и узнаваемо.
В определённый момент я решил, что важно сверить с коллегами часы не только в организационных и технических вопросах, но и в отношении к профессии, клиентам, коллегам и деньгам. Так появился манифест нашей профессиональной этики.
В компаниях, в которых нет общих ориентиров, может обнаружиться, например, что надёжные и полезные сотрудники получают откаты от подрядчиков. С сотрудниками придётся расстаться, а они будут искренне не понимать, что не так — нормы‑то нет.
Но я хочу предостеречь от корпоративного сектанства. Все смеются над фирменными гимнами и православными тимбилдингами, но мало кто понимает, где проходит граница между полезными стандартами и промыванием мозгов. К тому же если люди чувствуют фальшь и не верят в стандарты, они будут их саботировать.
У меня простой критерий: стандарты должны ограничиваться работой, даже если они затрагивают вопросы морали. Личные убеждения, ситуация между Россией и Украиной, отношение к Путину и генно‑модифицированным организмам, политика и религия — всё это табу с одной стороны для стандартов, с другой стороны — для обсуждения на работе. Ниже фрагмент кодекса на эту тему:
Религия и политические взгляды
Религия и политические убеждения бюрошника не имеют законной силы в профессиональной работе.
Во‑первых, религия и политика не имеют значения. Работа бюрошника оценивается только с точки зрения пользы, профессионализма и общечеловеческих ценностей.
Во‑вторых, бюрошники не допускают религию и политику в профессию и рабочие отношения. Религия может стать ограничением задачи, например дизайна упаковки халяльной баранины, но не может стать ограничителем профессиональных знаний. Бюрошник может участвовать в политической жизни, но не станет заниматься агитацией среди коллег.
Бюрошник занят работой.