Илья Бирман |
В прошлом совете мы выяснили, что формирование привычки — естественно, и человек не может себе это запретить. «Фашистский» интерфейс, который мешает привычке сформироваться, вызывает раздражение. И это раздражение, а вовсе не задача, занимает голову человека, замедляя работу. Поскольку хороший дизайн не противостоит человеческой натуре, а наоборот, подстраивается под человека, наша задача — использовать силу привычки для повышения производительности и уменьшения количества ошибок. Некоторые интерфейсы мешают формированию привычек у пользователя |
|
Подтверждающие диалоговые окна бесполезны, потому что не спасают и бесят. Вместо того, чтобы пытаться предотвратить ошибку, нужно дать возможность её исправить. Это — принцип «Анду» в интерфейсе. ⌘Z
|
Ещё от диалоговых окон помогает принцип бесконечной ценности пользовательских данных. |
В отличие от Виндоуса, на Маке файлы удаляются без подтверждения. Если нажать ⌘Z, файл сразу же возвращается на место. На случай, если после удаления пользователь сделал ещё несколько действий и ⌘Z уже не сработает, есть корзина. Кстати, возможность очистить корзину делает её бесполезной для многих людей. Иконка корзины, набитой мусором, играет на стремлении человека к чистоте и подталкивает к тому, чтобы её очистить. Многие люди делают это после удаления каждого файла, лишая себя возможности исправить ошибку. Намного лучше было бы, если очистить корзину было бы невозможно, а занятое ей место на диске отображалось бы как свободное. Самые старые файлы бы удалялись автоматически, когда системе бы потребовалось больше места. Чтобы человек смог исправить ошибку, он должен увидеть, что он её допустил. «Гмейл» при удалении письма показывает небольшое уведомление о том, что письмо было удалено, и здесь же предлагает вернуть его: |
|
Обратите внимание, в отличие от фотошоповского «No pixels were selected», это уведомление не нужно закрывать для продолжения работы, поэтому шанс его заметить — намного выше. Было бы ещё лучше повысить информативность, добавив в уведомление названия удалённого письма. Принцип «Анду» работает даже с действиями, которые технически невозможно отменить. Как разотправить письмо? |
|
Очень просто: отправлять не сразу, а дать человеку немного времени, чтобы передумать. От почты никто не ожидает мгновенности, поэтому здесь это не вызывает проблем. А в случае с мгновенными сообщениями снова всех победил Скайп, который даёт удалить или исправить то, что уже было отправлено. |
Классический пример того, как использование привычек повышает эффективность интерфейса — покупка в один клик на Амазоне. При первой покупке Амазон сохраняет данные банковской карты и адрес доставки, и у всех товаров появляется кнопка «Купить в один клик»: Теперь при нажатии на эту кнопку товар сразу закажется, будет доставлен по тому же адресу, а деньги будут списаны с той же карты. Если у пользователя дрогнет рука, и он случайно закажет то, что не хотел, у него есть около получаса, чтобы отменить заказ. Ещё один пример избавления от глупого подтверждения — эволюция процесса смены расширения файла на Мака. В старых версия Когда появлялось это подтверждающее окно, человек жал на синюю кнопку, говоря про себя « В версии 10.6, «Леопарде» кнопки поставили на свои места: Но авторы не решились сделать подтверждающую кнопку кнопкой по умолчанию, и нажатие Enter по прежнему приводило к поражению пользователя. Позже Мак избавился от этого подтверждения. При переименовании сразу выделяется только имя файла: Если пользователь не поленился пойти за расширением, значит так надо. |