Илья Бирман |
Этот интерфейс записи к врачу прислала одна из студенток Школы стажёров бюро: |
В поле поиска происходит странное. Человек вводит запрос, нажимает на кнопку (0:06), под полем появляются уточняющие вопросы. Но при ответе на них содержимое поля не изменяется. Что произойдёт, если я снова нажму на кнопку поиска? Как изменить ответ на уточняющий вопрос?
На экране компьютера всегда происходит волшебство: выезжают панельки, выпадают менюшки, меняются цвета элементов. Размеры окон изменяются за уголок — у настоящих окон так не бывает. У многих действий нет физического смысла. Однако обычно человек находит для себя объяснение тому, как ведёт себя интерфейс. Окно на экране можно тянуть за углы. На него не действует гравитация, его не надо специально придерживать мышкой, чтобы не упало. Мы понимаем и принимаем правила игры, если можем их себе объяснить, если видим в них последовательность и логику. Хоть и происходит волшебство, но оно должно быть неслучайным. Каждое состояние и переход в интерфейсе должны быть объяснимы с точки зрения устройства этого волшебного мира. А если элемент, на который мы нажали, исчезает — это необъяснимо. |
Есть классический трюк, когда фокусник достаёт кролика из шляпы. Он сначала демонстрирует публике, что в шляпе ничего нет, потом опускает туда руку и достаёт кролика. Такого не может быть, но мы понимаем такой фокус. Представим теперь, что фокусник демонстрирует пустую шляпу, потом опускает руку, начинает тянуть… и вдруг сам превращается в кролика! Вероятно, на представлении зрителей порадует эффект неожиданности. Но в интерфейсе не место подобным сюрпризам. Похожая ситуация в кино: многие показываемые вещи невозможны в реальном мире. Но мы готовы в них поверить, если сказка хорошо продумана. Машина времени из «Назад в будущее» разгоняется до 88 миль в час, и Марти Макфлай перемещается на 30 лет в прошлое. Прямо на этой машине: Принцип действия машины времени фантастичен, но понятен. Если бы нам самим дали эту машину времени, мы бы знали, что делать: вводишь на панели дату, разгоняешься до 88 — и ты переместился во времени. Аналогично — световой меч из «Звёздных войн». Это ведь чушь: луч кончается через полтора метра и проходит насквозь всё, кроме других таких же лучей: Но нам понятно, как работает. Если бы нам с вами выдали по такому мечу и предложили сразиться, мы бы не растерялись. На айфоне есть домашний экран с иконками приложений. Тап в иконку запускает приложение, причём приложение «вырастает» прямо из иконки. Можно сказать, эта иконка — и есть приложение. Нажатие круглой кнопки возвращает на домашний экран. В приложении может происходить что угодно, но оно не может переопределить круглую кнопку — кнопка всегда возвращает на домашний экран. Поэтому в телефоне невозможно заблудиться. Иногда интерфейс вызывает недоумение, за ним не чувствуется продуманной механики. А должен быть световым мечом, как круглая кнопка на айфоне. Это и есть последовательное волшебство. |
|