Школа
Навигация

Расскажите о графеме транспортной схемы

Часть первая

21 июня 2016
👁 5939   🗩1
Навигация

Расскажите о графеме транспортной схемы

Часть первая

21 июня 2016
👁 5939   🗩1
Илья Бирман
Арт‑директор и соавтор курса «Пользовательский интерфейс и представление информации»
Полезно
 4
4
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
  • Графема

  • Хорошая и плохая

  • Графема

  • Хорошая и плохая

Изобретение схемы метро

По схеме пассажир ищет места и прокладывает маршруты. Чтобы помочь ему, мы убираем лишние детали, вводим цветовое кодирование, систематизируем расстояния, углы и обозначения.

Полученное графическое изображение обладает определённой формой. Хорошая форма даёт глазам пассажира точки опоры. Кольцевая линия в Лондоне узнаётся даже без цвета: «бутылочная» форма и двойной контур не оставляют сомнений —

Человек, знакомый с городом, найдёт станцию «Грин‑парк», хоть её название и загораживает конденсатор

Человек, знакомый с городом, найдёт станцию «Грин‑парк», хоть её название и загораживает конденсатор

Про московскую кольцевую и говорить нечего — круг впечатывается в мозг:

Схема 1970 года, Метро.ру

Схема 1970 года, Метро.ру

Графема в справочнике «Паратайпа»

Общую форму, которая считывается до подписей и отдельных линий, и делает схему узнаваемой, назовём графемой схемы.

Графема в справочнике «Паратайпа»

Авторы проекта «Лайнпостерс» оставили от нескольких транспортных схем только графемы:

Хорошая графема позволяет Москве обойтись без координатной сетки

Несмотря на ошибки, Москва и Нью‑Йорк не просто мгновенно узнаются, там даже можно найти знакомые станции. С Лондоном, кажется, так же — я легко ткну в Кемден‑таун или Пимлико. Но учитывая, сколько времени жизни я смотрел на его схему, я нерепрезентативен.

Хорошая графема позволяет Москве обойтись без координатной сетки

А вот Париж и Токио совершенно бесформенны, глазу не за что зацепиться. Вместо ясной графемы — однородный паттерн.

Конечно, графема схемы изначально определяется топологией самой транспортной сети, а она происходит из плана города. Так что Москва и Нью‑Йорк просто вынуждены были получиться характерными.

Но это не значит, что в других городах ничего не поделаешь. Нужны ориентиры, выхватываемые глазом. Если в самой транспортной сети для этого ничего подходящего нет, подойдёт водоём или телебашня.

Сейчас в Париже одна из худших официальных схем среди больших метрополитенов:

Я уже критиковал эту схему за плохие цвета и толщины линий

Я уже критиковал эту схему за плохие цвета и толщины линий

В своей версии схемы Костя Коновалов сделал «кольцевую» из 2‑й и 6‑й линий и подружил с ней по форме некоторые другие фрагменты схемы. На схеме появились парки и достопримечательности. Это сильно повысило «графемность»:

Официальная берлинская схема тоже не очень удачна:

Есть кольцо, образованное электричками, но оно слишком большое. Дополнительным ориентиром оказывается пучок электричек, проходящих «волной» через центр. Но этого всего мало, и поиск знакомой станции занимает огромное время.

Работая над графемой, нужно остерегаться всего, что не имелось в виду. Киевская схема похожа на человека на подкосившихся ногах:

Развидеть это невозможно. Такие совпадения плохи как коридоры в текстовом наборе: приковывают к себе внимание, отвлекая от содержания.

Навигация в общественных местахТранспортные схемы
Полезно
 4
4
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментарии

Я вот не вижу, как не стараюсь увидеть, человека на схеме киевского метро: вижу разорванную цепь спирали ДНК, а рогатина снизу (отдельно) напоминает статую Христа в Рио‑де‑Жанейро. Вероятно, г‑н Бирман глядит на схемы с чем‑то вроде профдеформации, которая усиливает его неприязнь к плохой подаче информации и ассоциативный ряд его уносит.

Скажем, графема того же Парижа мне по нраву, и хоть не существует нормальной схемы парижского метро, я с первого взгляда увидел станции, которые посетил лишь однажды. Возможно, тут уже нерепрезентативен я, так как легко накладываю на графему берега Сены и уже от них идёт образ 4‑го и 6‑го округа Парижа.

Ещё занимательно, что графемы схем метро один‑в‑один похожи на схемы саккад, которые используют при изучении движения зрачков. Быть может, нам приятнее смотреть не сколько на информативные схемы с класическими углами и радиусами, а просто на что‑то более соотвествующее механике зрения? То бишь, люди с лёгкой дальнозоркостью будут одну схему считать понятнее и приятнее, просто из‑за того, что у них иначе идёт взаимодействие с графическим образом. Скажем, графема Токио мне видится более удобной, чем графема Цюриха (казалось бы!), а Цюрих приятнее‑понятнее графемы Барселоны.

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы