В прошлом совете я рассказывала о капители и индексах и о том, как их использовать в программах Адобе.

Сегодня я расскажу подробнее о принципе работы фич и о нескольких фичах, с которыми чаще всего можно столкнуться в условно европейской типографике.

Полный список фич на сайте Майкрософта

Фичи — это дополнительно прописанные правила внутри шрифта. Полный список фич огромен, потому что они отвечают не только за типографические изыски, как в большинстве европейских языков, но и за правописание в восточных языках.

Полный список фич на сайте Майкрософта

Глобально фичи делятся на две группы: позиционирование глифа и замена глифа.

Позиционирование

Позиционирование — это команда об изменении местоположения глифа. В позиционирование входит кернинг. Мы говорим программе: если я наберу глиф А, а после неё V, сдвинь глиф V к А на 75 единиц.

Глифы A и V на своих местах
Глиф V приближен к глифу А на 75 единиц

Мы можем сдвинуть глиф не только влево или вправо, но и вверх и вниз:

Глиф V приближен к глифу А на 75 единиц и поднят наверх на 75 единиц

Разные виды позиционирования и кернинга нужны в восточных языках. Например, в письме, которое идёт справа налево, нужно подстраивать правый глиф к левому, а не наоборот. В арабской письменности можно встретить опускающиеся и поднимающиеся глифы в зависимости от того, с каким соседним глифом они связаны.

Также позиционирование отвечает за разрядку прописных:

Автоматическая разрядка прописных

Эта фича работает и в вебе, но не в старых версиях браузеров. Поэтому для веба приходится изобретать другие способы разрядки. Например, в Бюросерифе и Бюросансе разрядка прописных прописана кернингом всех прописных между друг другом. Это очень долгий процесс, но для нашей задачи было важно, чтобы разрядка присутствовала на всех носителях.

Кернинг: оптический или метрикой

Если вы нажимаете на кнопку Optical kerning в программе, то машина сделает за вас то, что должны делать человеческие глаза — определит расстояния между знаками на свой вкус. Программы делают это из математического расчёта, и результаты по моему опыту никогда не были хорошими:

Оптический кернинг в Индизайне, шрифт Миньон. Глиф V подвинут к A, но между V и Е возникла дыра. Программа автоматически делает кернинг к любой паре букв, даже если он им не нужен. Это приводит к тому, что белое будет слишком разряженным, как в этом случае, либо наоборот, слишком сжатым
Родной кернинг. Тройка AVE не залипает, а глифы RIA стоят теснее, чтобы внутреннее белое не распалось. Мне кажется, эта надпись выглядит более цельно с родным кернингом

Metrics, или Auto, — это родной кернинг шрифта, который с любовью сделал для вас автор. Желательно, чтобы в работе всегда стоял такой кернинг. Если вы делаете небольшую фразу, например, логотип, и с родным кернингом он выглядит плохо, всегда можно подправить его вручную.

В Бюросансе по умолчанию довольно свободные апроши для нормального отображения в наборе. Но если надо им набрать заголовок или логотип, лучше вручную исправлять внутреннее белое. Поправлять кернинг в продуктах Адобе можно кнопками «альт →» или «альт ←». Шаг и кернинга, и трекинга можно настраивать в Preferences
Более тесная надпись лучше считывается как заголовок или логотип

Бывает такое, что родного кернинга нет или он плохо сделан. Если вы пишете длинный полезный текст и видите неравномерный набор, возможно, это сигнал к тому, что нужно менять шрифт.

Замена

Замена — это команда, при которой один глиф будет заменяться другим. При наличии таких фич мы можем заменить знаки на капитель, на индексы, на альтернативные знаки и т. д. А в восточных языках замена часто играет важную роль для правильного написания слов. Например, в арабском есть по три формы одной буквы — для начала слова, середины и для конца. Без фичи замены программа не сможет распознать, какой именно глиф вам нужен в конкретной ситуации.

Лигатуры

Лигатуры — это соединения двух или более глифов в один знак‑глиф. В европейских языках лигатура, в основном, выполняет типографическую роль: чтобы части разных знаков не слипались друг с другом. Ещё до изобретения печати в различных почерках была проблема неудачного соединения букв друг с другом.

Пример манускрипта, написанного почерком Текстура. Здесь практически каждая пара‑тройка букв может быть названа лигатурой, потому что ради сохранения плотности набора приходилось жертвовать белым, а зачастую и читабельностью

С книгопечатанием лигатуры сохранились и их делали отдельными литерами:

Лигатуры, отлитые в металле. Картинка из статьи Ральфа Херманна про лигатуры

В компьютерном шрифте есть два типа лигатур — основные и дискреционные, т. е. «лигатуры по усмотрению».

Основные лигатуры — это, как правило, fi, fl и иногда схожие с ними ffi, ffl, ft, ff. Они считаются основными, потому что чаще всего вне зависимости от рисунка шрифта такие сочетания глифов плохо стоят вместе.

Такие лигатуры вызываются кнопкой Standard ligatures или просто Ligatures в программах, где доступны Опентайп фичи.

В зависимости от версий программ пути могут меняться, но такие лигатуры обычно будут показаны знаком fi или названием

Дискреционными лигатурами могут быть какие угодно остальные пары букв. Часто такие лигатуры можно встретить в почерках‑скриптах, основанных на рукописных формах, или приближенных к ним. Дискреционные лигатуры могут сократить ширину набора или приукрасить набор

Шрифт Траян, который распространяется по подписке Адобе Тайпкит
В шрифте нет обычных лигатур, но есть эффектные дискреционные лигатуры NN и TT

В последнее время всё чаще встречаются шрифты, где ради интересного набора созданы менее очевидные, но классные лигатуры.

Шрифт Биг Сити создавался для журнала Большой город, и огромное количество лигатур играло большую роль в оформлении выносов. В Большом городе вообще любили работать с разными шрифтами, и мне кажется, у них это выглядело очень круто. Сейчас этот шрифт можно купить на сайте Type.today

Такие лигатуры включаются по запросу Discretionary Ligatures:

Считается, что лигатура st — это дополнительная, не обязательная лигатура. Поэтому такие лигатуры по запросу можно найти по кнопке со знаком st

Деление лигатур на основные и дискреционные — очень условное. Каждый автор шрифта сам решает, что будет входить в блок основных лигатур, то есть, какие формы он предлагает использовать по умолчанию, а что будет дополнительным предложением. Есть шрифты, в которых все лигатуры будут основными, потому что автор хочет, чтобы ими пользовались всегда.

Но с лигатурами стоит быть аккуратнее в некоторых языках. Важно, чтобы визуальное решение соединить два или три глифа не сказалось на правописании. К примеру, в турецком существуют две разные буквы: i с точкой сверху и ı без точки.

fil — по‑турецки «слон», а fırsatları — «возможность»

А стандартная лигатура fi обычно выглядит так:

Если мы поставим такую лигатуру в турецкий, будет ошибка в грамматике. У i пропадет точка, и получится другая буква, а с ней и смысл. Поэтому в хороших шрифтах при наличии таких лигатур прописываются дополнительные правила для некоторых языков.

Это была вторая часть советов про фичи. В следующем совете я расскажу о цифрах и альтернативных знаках.

Шрифт в дизайне
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы