Марк Родионов — дизайнер Студии Лебедева. Работал над официальной схемой московского метро

Совет написан на основе рассказа Марка Родионова. Марк тестировал разные версии схемы московского метро и любезно поделился результатами для книги «Дизайн транспортых схем». Здесь я публикую часть его примеров и выводов.

Марк Родионов — дизайнер Студии Лебедева. Работал над официальной схемой московского метро

Айтрекинг — это когда мы фиксируем, как взгляд человека перемещается по картинке, пока он пытается что‑то по ней понять. Например, нужно построить маршрут от Строгина до Новогиреева. Мы смотрим как человек ищет Строгино, как ищет Новогиреево; как ищет, где пересесть. Вопрос в том, как потом интерпретировать и использовать результаты таких тестов.

Главная польза айтрекинга в случае с транспортными схемами — поиск ошибок сопоставления станции и её названия. Испытуемому даётся задание: прочитать по порядку станции определённой линии. Он читает, а мы видим, в каких местах его взгляд «сбивается». В неудачных местах люди пропускают станции или случайно читают станции соседних линий.

Вот, например, как люди читают Люблинскую (салатовую) линию на двух разных версиях схемы:

Такая визуализация называется фокус‑картой. Чем дольше человек смотрит в определённое место, тем «виднее» оно становится

Обратите внимание на станцию Площадь Ильича. В правой версии схемы, в отличие от исходной, взгляд начал на ней задерживаться, хотя она не относится к проверяемой салатовой линии. В предыдущем дизайне надпись стояла дальше, и человек её пропускал, но теперь она оказалась слишком близко.

Такая визуализация называется фокус‑картой. Чем дольше человек смотрит в определённое место, тем «виднее» оно становится

Испытуемые читали: «Кожуховская, Дубровка, Крестьянская Застава, Площадь Ильи… ой! Римская!…»

Некоторые не произносили «Площадь Ильича» вслух, но всё же делали паузу в этом месте. Название удалось отлепить от линии, написав одну строку и сдвинув чуть выше‑правее:

Было
Стало

Другой пример — на Таганско‑Краснопресненской (фиолетовой) линии:

Станция Красно­прес­ненская находится не на Таганско‑Красно­прес­ненской, а на Кольцевой линии

Подпись станции «Краснопресненская» была внутри кольца, но в более поздней версии переехала наружу, и взгляд стал за неё запинаться, хотя она не с этой линии.

Станция Красно­прес­ненская находится не на Таганско‑Красно­прес­ненской, а на Кольцевой линии

На новой схеме светится «Краснопресненская», а на старой в том же месте, «Международная» стоит в кромешной темноте

Если присмотреться, можно заметить, что «Международная» на старой схеме на самом деле стоит чуть ниже, чем «Краснопресненская» на новой. Вероятно, новый отступ уже слишком маленький, и после «Улицы 1905 года» естественно вопринять подпись «Краснопресненская» как следующую. Это плохо, потому что пассажир может ехать и ждать, пока в вагоне объявят Краснопресненскую, и проехать мимо нужной станции (которая на самом деле Баррикадная).

Не хочется попадать в такую ситуацию из‑за того, что кто‑то не постарался хорошо нарисовать схему

Решением стало отодвигание подписи на то же расстояние, что было у Международной:

Было
Стало

Продолжение следует.

Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем похожие советы