Екатерина, я перечислю варианты и некоторые тонкости, а вы определите, какой вам лучше подходит.

За проект

Мне больше всего нравится оценка за проект: вы говорите, что столько‑то отредактированных статей, которые вам поступят за такое‑то время, будут стоить столько‑то рублей. Такая оценка лучше всего для заказчика. Он понимает, что текст ему нужен для определённой цели, например, чтобы рассказать обо всех продуктах компании. И вы говорите: «Рассказать обо всех продуктах — 100 тысяч рублей и два месяца». Заказчик прикидывает:

«Для меня описания этих продуктов стоят полмиллиона, готовы они должны быть через три месяца. Её предложение выгоднее, есть запас по времени, попробуем».

Может быть и наоборот:

«Я на этих продуктах зарабатываю 100 тысяч в квартал, и мне нужно, чтобы описания были готовы уже через месяц. А она хочет съесть всю мою прибыль и будет возиться с текстом аж два месяца, это невыгодно». Значит, вам не стоит делать этот проект вместе.

В проекте важно зафиксировать время: если вы договорились, что редактируете двадцать статей два месяца, то проект не должен растянуться на четыре, даже если статей остаётся столько же. Причина простая: единственный невосполнимый ресурс в вашей жизни — время. Если проект растянулся в два раза, значит для вас и для клиента он стал вдвое дороже. А вот о количестве страниц можно передоговориться в процессе проекта: например, сначала сделать страницы о самых ходовых товарах, а непопулярные пока прикрыть.

Сами по себе сроки не зафиксируются: придётся работать дисциплинированно самому и так же дисциплинировать клиента. Это тема отдельного большого разговора.

Проектная работа подходит там, где у клиента есть чёткие дедлайны: например, сайт должен быть готов к конференции в сентябре. Конференция в любом случае состоится, поэтому в ваших обоюдных интересах сделать качественный сайт вовремя, а не затягивать работу.

За время

Неплохой вариант — считать часы, которые вы проводите за редактурой. Посидели три часа за статьёй — умножили на часовую ставку, вписали в эксельку, в конце месяца отчёт и общая сумма.

Часовую ставку рассчитать легко: берёте сумму, которую хотите зарабатывать в месяц, и делите её на 160 — примерно столько рабочих часов в месяце. Если хотите зарабатывать 160 тысяч рублей в месяц, то ваш час стоит тысячу, а статья на три часа — три тысячи рублей.

Почасовой расчёт удобен автору, но не всегда удобен заказчику. Как понять, что вы не накручиваете часы? Как защитить себя от внезапных трат? Я представляю, что я заказчик: я отправил вам огромный архив на редактуру. Я ожидаю, что вы как обычно в конце месяца пришлёте счёт тысяч на шестьдесят. И тут вы мне выставляете счёт на 200 тысяч, потому что весь месяц не разгибались над моим архивом. Для меня это неожиданность, я иду читать ваш отчёт и сам жалею о том, что прислал вам этот архив. Я‑то думал, что вы его растянете месяца на три...

Чтобы таких неожиданностей не было, уточняйте у заказчика перед большой работой, понимает ли он объём. Что‑то такое:

«Иван Петрович, в этом архиве 50 статей, по очень грубым прикидкам — на 200 тысяч. Обычно у нас выходит на 60 тысяч в месяц. Как поступить? Я могу осилить этот архив до конца месяца, а могу растянуть месяца на три, чтобы счета были более равномерные. Как вам удобнее?»

Просто проявляйте заботу и не злоупотребляйте.

Почасовку удобно использовать в конвейерных редакциях, где много авторов и очень много задач. Люди разбирают задачки, неистово молотят их весь месяц и в конце забирают гонорары. Если в компании скопился, как говорят, бэклог текстовых задач, просто введите почасовку и смотрите, как азартные исполнители расхватывают ваши задачки.

За тысячи знаков

Оплата текста за знаки — то же самое, что расчёт стоимости стрижки за длину отстриженных волос. Наверное, это полезно, если вы продаете волосы на вес, а текст — чтобы закрыть дырку в макете. Но к читателю этот текст не имеет отношения.

Текст, редактура и информационный стиль
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы