Александр!
О шрифтовых семействах
Попробую ответить на ваши вопросы в двух частях. Сначала — про шрифтовые семейства. Единого рецепта создания текстового начертания к готовому дисплейному быть не может: всё зависит от задачи. Но есть несколько моментов, о которых стоит подумать, прежде чем приступать к созданию шрифтового семейства.
О шрифтовых семействах
Шрифтовое семейство, или гарнитура — это система, внутри которой могут существовать разные начертания. Эти начертания будут выполнять разные роли: например, начертание Text может использоваться в сплошных текстах, Caption — в подписях меньшим кеглем, Micro — для совсем мелких кеглей и так далее. Но начертания не ограничиваются предполагаемым местом использования и названиями Display, Text или Caption. Шрифтовое семейство может состоять из очень узких и очень широких начертаний или гротеска и антиквы или из начертаний для веба и для печати. Начертания могут сильно отличаться друг от друга, но при этом оставаться в одной шрифтовой системе. Система может быть любой, какой вы её придумаете.
Почитать о шрифтовых семействах и принципах их создания можно в книге Тима Аренса и Шоко Мугикуры «Коррекция шрифта для разных размеров»: в ней показано много гарнитур с разными системами и для разных задач.
В вашем случае стоит сначала задаться вопросом, что именно вы хотите перенести в текстовое начертание из готового дисплейного, то есть придумать систему, по которой может строиться ваше семейство. Что будет общего у дисплейного начертания и текстового? А что будет отличаться, помимо характеристик конкретного начертания — контраста и жирности? Как предполагается использовать эти начертания — вместе на одной полосе гипотетического журнала, или эти начертания слишком далеки относительно друг друга и будут существовать в разных средах?
Вы правы, чаще всего текстовые и акцидентные начертания будут отличаться величиной очка, соотношением высот прописных, строчных и выносных элементов, пропорциями, степенью контраста и размером апрошей. В текстовых начертаниях очко будет больше, относительно него высота прописных будет меньше, а выносные элементы — короче. Пропорции будут шире, контраст в сравнении с акцидентными начертаниями — меньше, а апроши — более свободными. Но степень всех этих отличий не может меряться линейкой или строиться по числам Фибоначчи.
Хороший способ понять, на верном ли вы пути, — сделать две крайности. В вашем случае одна крайность — это огромный контраст, жирные буквы, массивные капли. Тогда другой крайностью может быть значительно меньший контраст, приглушённые детали, менее мягкие закругления и так далее. Как только перед вами будет два контрастирующих примера, вам станет проще понять, что стоит скорректировать.
Мой любимый вопрос на эту тему: насколько «обычное» обычное начертание? Чтобы это понять, стоит иметь перед глазами крайности: например, светлое и жирное или узкое и широкое начертания. Есть гарнитуры, в которых светлое и жирное начертания довольно тёмные, поэтому и обычное начертание будет темнее, чем в других шрифтах. Когда есть, с чем сопоставить сущность, становится ощутимо проще давать ей оценку.
Ещё один момент, о котором стоит помнить при создании оптических начертаний — это детали. В текстовом начертании многие детали, которые есть в дисплейном, неизбежно будут утрачены. Питер Билак сравнивает это с матрёшкой — при уменьшении объекта количество деталей, которые возможно воспроизвести, тоже будет уменьшаться.
В начертаниях для совсем мелких кеглей иногда опускаются даже целые элементы букв — они могут мешать удобочитаемости. Однако, насколько эффективна такая практика — покажет время.
В следующем совете я расскажу о курсивах.
P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.