Школа
Шрифт

Как грамотнее всего сделать курсив из существующего прямого начертания? Часть 2

Сейчас я рисую контрастную гарнитуру с очень тонкими перекладинами и подумал, что можно было бы сделать такую же, но для сплошного мелкокегельного текста в гипотетическом журнале или книге.

Расскажи, пожалуйста, какие нюансы стоит учесть при разработке текстовых версий шрифта? Например, где‑то читал, что делаются более широкие межбуквенные расстояния, завышенная x‑height, более толстые перекладины, широкое очко и т. п.
Звучит логично, но в каких пропорциях это лучше всего делать, относительно существующего? Каков рецепт успешного текстового шрифта?

Интересно также, как грамотнее всего сделать курсив из существующего прямого начертания. Бывает курсив лишь наклонная версия прямого начертания (в гротесках), бывает традиционный курсив с другими формами букв, а бывает, что это как будто совсем другой шрифт с другой конструкцией (тоньше, уже, другие формы засечек и т. п.).

Думаю, не существует строгих правил, но некие рекомендации хотелось бы взять на заметку. Спасибо!

Александр
21 мар 2020
👁 6293  
Шрифт

Как грамотнее всего сделать курсив из существующего прямого начертания? Часть 2

Сейчас я рисую контрастную гарнитуру с очень тонкими перекладинами и подумал, что можно было бы сделать такую же, но для сплошного мелкокегельного текста в гипотетическом журнале или книге.

Расскажи, пожалуйста, какие нюансы стоит учесть при разработке текстовых версий шрифта? Например, где‑то читал, что делаются более широкие межбуквенные расстояния, завышенная x‑height, более толстые перекладины, широкое очко и т. п.
Звучит логично, но в каких пропорциях это лучше всего делать, относительно существующего? Каков рецепт успешного текстового шрифта?

Интересно также, как грамотнее всего сделать курсив из существующего прямого начертания. Бывает курсив лишь наклонная версия прямого начертания (в гротесках), бывает традиционный курсив с другими формами букв, а бывает, что это как будто совсем другой шрифт с другой конструкцией (тоньше, уже, другие формы засечек и т. п.).

Думаю, не существует строгих правил, но некие рекомендации хотелось бы взять на заметку. Спасибо!

Александр
21 мар 2020
👁 6293  
Аня Данилова
Шрифтовик бюро
Полезно
Непонятно
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

В прошлом совете я отвечала на вопрос о разработке текстовых версий шрифта и шрифтовых семейств в целом. В этом совете отвечу на вопрос о курсивах.

Я уже писала о курсивах и разнице между начертаниями italic, cursive, oblique. Поэтому сейчас я расскажу о курсивах в рамках шрифтового семейства.

В первую очередь, тип и вид курсива определяются задачей. Зачем вашему шрифту курсив? Нужен ли он в пару текстовому начертанию, или он нужен в контраст к прямому начертанию, или он должен играть роль акцидентного начертания?

Шрифт Зангези Дарьи Петровой. В пару к бешеным прямым буквам нужен был такой же бешеный курсив
Шрифт Ностра Лукаса Декруа. Здесь курсив — светлая, элегантная и контрастирующая пара к жирному и широкому основному начертанию

В зависимости от постановки задачи можно построить разные рабочие процессы: взять прямое начертание и наклонять его, либо начать работу над курсивом с нуля. Угол, пропорции, насыщенность — самые сложные параметры и всегда индивидуальны.

Найти правильный угол, чтобы он был не настолько большим, чтобы курсив слишком выделялся, но и не настолько маленьким, чтобы он отличался от прямого начертания, — типичная проблема для любого шрифтовика. Курсив чаще всего уже по пропорциям, чем прямое начертание, однако насколько он должен быть уже — зависит от рисунка прямого начертания и задачи курсива.

Шрифт Халунке Елены Шнайдер. Курсив определяется суженными пропорциями и совсем небольшим наклоном, что достаточно для такого прямого начертания
Шрифт НВТ Бодони Елены Новосёловой. Курсив создан в пару к текстовому прямому начертанию, однако его рисунок самостоятелен и выразителен

Пропорции также сильно зависят от того, гротеск это или антиква. Интересно анализировать, как отличаются по пропорциям курсивы в суперсемействах, например в ИБМ Плексе:

В ИБМ Плекс сансе курсив шире по пропорциям, чем в серифе

Из‑за зауженных пропорций курсив скорее всего будет чуть светлее прямого начертания. Иногда в курсиве очко делают немного меньше в сравнении с прямым начертанием, потому что диагональ оптически выглядит длиннее вертикальной линии, однако и здесь всё зависит от рисунка. А в случае с вариативными шрифтами любые правила, по которым определяются пропорции и насыщенности, становятся неактуальными — внутри них доступно неограниченное количество комбинаций всех заданных параметров шрифта.

Интересный пример вариативного шрифта с курсивами — шрифт Рекурсив Стивена Никсона. В нём можно настроить характер, угол наклона, курсивные формы и моноширинность.

В шрифте Рекурсив можно выбрать степень курсивности форм и выбирать нужный угол наклона

На мой взгляд, курсивы — одна из самых сложных частей в работе над шрифтом. Поэтому я думаю, что определиться со всеми параметрами для своего курсива можно только путём проб и ошибок — нарисовать разные варианты, наклонять и крутить буквы вокруг своей оси и смотреть на результат.

Это был мой последний совет, всем большое спасибо за то, что читали и задавали вопросы!

Шрифт в дизайне
Полезно
Непонятно
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментариев пока нет

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы