Рассказываю.
Процесс издания
Стандартный процесс выглядит так: автор пишет рукопись, редактор ее редактирует и согласовывает, потом корректура, вёрстка и производство. Книга попадает на полки и электронные площадки, люди покупают книгу.
Бывает так: издательство приходит к интересному человеку с предложением сделать книгу. Это может быть блогер, артист, политик, просто известный человек. Находят автора или редактора, который напишет рукопись. Дальше стандартно: редактура, корректура, вёрстка и производство.
Бывают схемы работы без издательства — это называется самиздат. Есть некая платформа, которой вы отдаёте рукопись, и она с минимальными изменениями уходит либо в электронные библиотеки, либо даже на бумагу. Подобный сервис есть у «Литреса», есть платформа «Ридеро», а также никто не мешает прийти с рукописью в типографию и отпечатать её там. В последнем случае придётся решить вопрос с распространением тиража.
Договор и права
Договор с автором обычно заключается в тот момент, когда издатель заинтересовался проектом. Это может случиться когда угодно. Есть авторы, с которыми заключают договоры ещё до того, как они сформулировали тему книги. Бывает, сначала просят написать рукопись целиком. Бывает, что издательства просят показать фрагмент рукописи, только потом принимают решение.
Обычно по договору издательства получают исключительные права на публикацию книги в бумажном и электронном виде на 5—10 лет. Исключительные — то есть вы не можете в это время издавать эту же книгу в других издательствах или выкладывать в интернет самостоятельно.
Авторы получают вознаграждение — это доля от какой‑то цены книги: розничной, оптовой, на цифровых площадках и т. д. Струкутра цен может быть довольно сложной, особенно если книга попадает в сервисы по подписке. Выплачивают гонорар раз в квартал или раз в год.
Интерес издательства
Издательство — это предприятие, оно должно получать прибыль. Поэтому ему интересны книги, которые будут продаваться нужным тиражом: у кого‑то ориентир на 3—5 тысяч экземпляров, кому‑то нужны тиражи от 10 тысяч, кому‑то ещё больше. Издательство вряд ли возьмёт книгу, которую не сможет продать.
Поэтому издательству интереснее работать с известными авторами, блогерами, популярными людьми. Вы заходите в магазин, видите на обложке знакомое имя, у вас появляется повод купить книгу. Бывает, что популярными становятся книги неизвестных авторов, но почти не бывает такого, что автор новичок и это его первая книга.
Есть специализированные издательства, которые умеют продавать специализированную литературу: учебники, техническую литературу, деловые книги или раскраски. Если у вас что‑то такое, имеет смысл найти похожие книги в магазинах и посмотреть, кто их издаёт.
Разумеется, в издательствах работают люди, которые хотят заниматься полезным делом. Они хотят издавать хорошие книги, которые будут положительно влиять на мир. Но это уже скорее зависит от конкретного менеджера.
Если автор начинающий, лучше всего предложить свою рукопись нескольким профильным издательствам и посмотреть на отклик. Если сейчас не получилось — подрасти, стать известнее, собрать больше аудитории и попробовать снова через полгода‑год.
Время
На рукопись может уйти от месяца до бесконечности. «Пиши, сокращай» и «Ясно, понятно» в чистом виде писались по 9—10 месяцев, но материал для них собирался по три года. А другой мой проект пишется уже третий год, и края пока не видно.
Когда рукопись готова, технический процесс выглядит так:
Полировка, редактура и корректура — около 2 месяцев
Вёрстка и оформление — от 2 недель до 1,5 месяцев
Печать в типографии — 1—2 месяца, в зависимости от загруженности
Выход на электронные площадки — 1 неделя
Чтобы книга успела выйти в ноябре, когда люди начинают покупать новогодние подарки, хорошо бы иметь готовую рукопись в августе.
Известность
Есть много способов стать известным. Я знаю только один, не самый эффективный — делать полезное для людей и рассказывать об этом. Например, этот совет — один из способов стать на 0,0001% известнее. Рост медленный, но предсказуемый.
Ещё можно участвовать в конференциях, запускать продукты, вести соцсети, проводить бесплатные мероприятия, выступать на телевидении и радио, участвовать в подкастах. Просто расставляешь по миру свои «маркеры», и нужные люди постепенно к тебе приходят.
Есть ещё всякие истории про личный бренд и лайфстайл‑блогинг, но это не ко мне.