Интересно, как элегантно в одном предложении сочетаются «свобода слова» и «не имеете права высказываться».
Журналистская объективность
Обычно под журналистской объективностью понимают разностороннюю подачу информации. Например, если в центральном парке подрались двое мужчин, нужно сообщить факты и дать высказаться обоим. А выводы читатели сделают сами.
Ещё говорят, что журналист должен быть непредвзятым: то есть не давать преимущества одной стороне в ущерб другой. Если мы берём интервью у подравшихся мужчин, то у каждого должны быть одинаковые вопросы, одинаковое количество времени, одинаковые условия съёмки. Нельзя одному задавать острые и провокационные вопросы и освещать его как демона, а другому — мягкие и поддерживающие, а фоном пускать нежную музыку.
В каком‑то смысле это стандарт и многие журналисты ему следуют. Но это — далеко не всё, что происходит в журналистской работе.
Влияние через повестку
Предположим, что наш воображаемый журналист делает объективный и непредвзятый репортаж. Значит ли это, что он не влияет на мнение читателя, а лишь информирует? Следите за руками.
Одновременно в мире семь миллиардов человек что‑то делают: кто‑то спит, кто‑то ест, кто‑то пишет статью, кто‑то бьёт морду, кто‑то ремонтирует дорогу. Семь миллиардов событий в секунду происходят на земле. Журналист принципиально не может охватить все семь миллиардов, поэтому он должен выбирать: какие из этих событий важны, а какие — нет.
Это и есть фактор влияния. От того, что вы выберете, зависит картина мира читателя.
Если я хочу показать, что жизнь в России хороша, то я расскажу про наши нестрогие ковидные ограничения, покажу недавно отремонтированные дороги, расскажу об успехах Роскосмоса и напомню о качестве нашей мобильной инфраструктуры. Для сравнения могу показать сидящую в локдауне Европу и ужасы мобильной связи в США.
Или мне нужно показать, что жизнь в России ужасна. Тогда я достану какие‑нибудь громкие дела против правоохранителей; предъявлю коррупционные скандалы; покажу какие‑нибудь разбитые дороги и огромные лужи. Не то чтобы в других странах этого всего не было, но я буду рассказывать именно про наши, родные лужи.
Всё это я покажу максимально объективно и непредвзято. Но что именно я покажу? Это у журналистов называется повесткой. Именно повестка влияет на то, каким видят мир мои читатели. Если я с утра до вечера транслирую на них ужасы, пытки, коррупцию и насилие, они будут скорее тревожиться. Если буду показывать новые дороги, красивую промышленность и пасторальные луга с коровками, — скорее радоваться.
Как бы вы ни старались сделать «сбалансированную картину дня», вы всё равно выбираете эти сюжеты. Через это вы влияете на читателя.
Заказ и интересы акционеров
Работа журналиста оплачивается из одного из двух источников:
выручки от рекламы, размещённой на страницах издания;
дотации акционеров, основателей или спонсоров издания.
Если ваше издание зарабатывает на рекламе, то вам нужно писать о том, на что будут реагировать ваши читатели. Например, если основная масса ваших читателей — оппозиционно настроенные «левые» в возрасте 17—25, вы вынуждены следовать левой молодёжной оппозиционной повестке. Читатели просто отвернутся от вас, если вы начнете «праветь» или хвалить национальный проект «Качественные и безопасные дороги». Хотя объективно напротив вашего дома только что отремонтировали дорогу.
А если издание дотационное, правила игры задаются в начале. Учредитель издания сразу говорит вам, какую точку зрения он хочет за свои деньги продвигать. Например:
Мы — фитнес‑центр. Хотим, чтобы люди хотели заниматься спортом. Нет, пластическую хирургию и пассивные диеты не продвигаем
Я — пластический хирург, помогаю людям становиться красивыми без спорта и диет. Хочу, чтобы люди легче соглашались на мои услуги и не боялись таких процедур. Нет, спорт и здоровое питание продвигать я не хочу
Мы — фонд развития демократических институтов. Хотим, чтобы наше издание подсвечивало несовершенства российской демократии, чтобы стимулировать развитие демократии. Нет, монархические настроения мы не продвигаем
Я тридцать лет занимаюсь бизнесом на пяти континентах. За это время я пришёл к выводу, что лучшая форма правления — конституционная монархия. Я хочу показать достижения, преимущества и силу этого режима на страницах своего издания
Министерство запускает государственный телеканал, который будет транслировать точку зрения нашей страны на международной арене.
Центральный комитет партии запускает издание, которое будет транслировать точку зрения нашей партии в стране.
Аппарат губернатора запускает сайт, задача которого — помочь жителям увидеть объективные достижения региона.
Очевидно, что журналист скорее выберет работать там, где его личные ценности совпадают с ценностями спонсоров или акционеров. Но это не значит, что других ценностей и интересов не существует.
От копирайтера это отличается тем, что копирайтер рассказывает о продуктах и услугах, а журналист — о людях, событиях и явлениях. И у копирайтера в конце будет кнопка «Купить».