В прошлом совете я рассказал, как начать собирать статистику посещений сайта, для этого на страницу нужно добавить специальный код — счётчик Яндекс‑метрики.
На крупных сайтах обычно нужен не один, а сразу много разных счётчиков. Держать их все прямо в коде сайта неэффективно и невыгодно — любые изменения в коде счётчиков потребуют привлечения разработчиков.
Чтобы упростить поддержку и управлять счётчиками без привлечения разработчиков, используют Google Tag Manager (ГТМ). Это контейнер, который один раз подключается к сайту, а затем содержимым этого контейнера управляют через веб‑интерфейс. Внутрь контейнера кладут теги — кусочки кода, которые активируются всегда или при соблюдении определённых условий.
Из концепции работы контейнера исходит его главная опасность: это интерфейс для подключения на сайт любого кода. Можно навредить сайту специально или случайно, поэтому нужно внимательно следить за доступом и изменениями в контейнере. Для этого в ГТМ есть история изменений и система релизов‑версий и подтверждений.
Подключение и настройка на примере Яндекс‑метрики и Гугль‑аналитики
Разберём работу с ГТМ на примере добавления на сайт счётчиков Яндекс‑метрики и Гугль‑аналитики. Предположим, что сами счётчики уже настроены и у нас есть их код.
Создайте аккаунт и контейнер ГТМ:
Скопируйте код контейнера и добавьте его на все страницы сайта, в совете о Яндекс‑метрике я писал, как это сделать. Если не уверены в своих силах, попросите помочь разработчика.
Когда добавите код на сайт и закроете всплывашку, то окажетесь в интерфейсе контейнера. Теперь нужно наполнить контейнер тегами — нужным нам кодом счётчиков.
Добавьте тег для Яндекс‑метрики кнопкой New Tag. При добавлении тегов справа можно выбрать один из предустановленных вариантов, это сократит время на настройку тега. Метрики среди этих вариантов нет, поэтому выберите Custom HTML:
В открывшееся окно вставьте код Метрики. Снизу нажмите Triggering, чтобы указать, когда код должен срабатывать. Выберите All Pages, потому что Метрика должна срабатывать всегда на всех страницах сайта:
Сохраните тег кнопкой в правом верхнем углу. Изменения не попадут на сайт сразу, публикация происходит отдельно, это нужно для защиты сайта от поломки в процессе изменения содержимого контейнера. До публикации все изменения контейнера ожидают в списке Workspace Changes:
Добавьте тег для Гугль‑аналитики. Принцип тот же, что и с Яндекс‑метрикой, но для Гугль‑аналитики есть предустановленный вариант, выберите его из правого меню и вам не придётся копировать код счётчика, достаточно будет указать айди Гугль‑аналитики в настройках тега, пункт Google Analytics Settings → New Variable:
Нажмите Submit в правом верхнем углу, чтобы опубликовать контейнер. Код Яндекс‑метрики и Гугль‑аналитики появится на сайте. Перед публикацией можно протестировать изменения кнопкой Preview, это полезно для проверки работы сайта с изменениями и для отладки ошибок и событий счётчиков.
ГТМ помогает удобно работать со счётчиками без привлечения разработчиков. В бюро ГТМ обрабатывает все важные события. Например, когда кто‑то покупает нашу книгу, мы отправляем данные об этом в ГТМ, а он уже передаёт событие во все нужные счётчики в нужном формате. Узнать больше о возможностях и сценариях использования ГТМ можно в официальной справке.
P. S. Это был совет о веб‑разработке. Хотите знать всё о коде, тестах, фронтенд‑разработке, цеэсэсе, яваскрипте, рельсах и джейде? Присылайте вопросы.