Школа
Дизайн

Всегда ли заваленный горизонт — плохо? В каких случаях он бывает уместен?

Добрый день! В книгах и статьях по фотографии часто встречается правило «не заваливайте горизонт», но при этом у разных разных крутых фотографов встречаются снимки с заваленным горизонтом. И эти снимки выглядят круто. В связи с чем назрел вопрос: всегда ли заваленный горизонт — плохо? В каких случаях он бывает уместен?

Мария Иванова
2 апр 2022
👁 8304  
Дизайн

Всегда ли заваленный горизонт — плохо? В каких случаях он бывает уместен?

Добрый день! В книгах и статьях по фотографии часто встречается правило «не заваливайте горизонт», но при этом у разных разных крутых фотографов встречаются снимки с заваленным горизонтом. И эти снимки выглядят круто. В связи с чем назрел вопрос: всегда ли заваленный горизонт — плохо? В каких случаях он бывает уместен?

Мария Иванова
2 апр 2022
👁 8304  
Владимир Колпаков
Дизайнер, фотограф, автор гайдлайнов «Энви» и книги «Фотосъёмка автомобилей»
Полезно
 21
21
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Мария!

Не заваливать горизонт — полезное и универсальное правило, которым не стоит пренебрегать. Его довольно легко обосновать особенностями нашей физиологии и нашим ощущением пространства. Но и для этого правила существуют свои исключения.

«Почти, но не совсем», заметка Ильи Бирмана

Для начала, давайте разберёмся, почему заваленный горизонт может испортить снимок. Чаще всего речь идёт о случайности или неуместности. Например, «слегка заваленный» горизонт раздражает — вроде и горизонтальный, но не совсем. Это создаёт ощущение неряшливости, случайности и неопытности автора. Схожие ощущения вызывает и неуместно заваленный горизонт, когда начинающий фотограф пытается сделать снимок выразительным и ищет простой способ снять «необычно и круто».

«Почти, но не совсем», заметка Ильи Бирмана

Если хотите завалить горизонт, заваливайте его намеренно, явно и уместно. Заваленный горизонт должен подчёркивать вашу задумку и усиливать конкретное ощущение от снимка.

Самый понятный пример — «голландский угол». Это операторский приём, часто используемый в кино, суть которого в намеренном и сильном заваливании угла камеры, чтобы вызвать у зрителя дискомфорт. Этот дискомфорт помогает передать или усилить состояние «не в порядке» на экране: опьянение, ранение, уязвимость, нестабильность, тревогу, стресс:

«Железный человек», Джон Фавро, 2008
«12 обезьян», Терри Гиллиам, 1995
«Птицы», Альфред Хичкок, 1963

Другой пример — работа с геометрией, когда наклоном мы создаём дополнительную линию, сильную диагональ для композиции в кадре:

Ещё один пример, когда фотограф хочет привлечь внимание, отойти от правила, выделить снимок или создать ощущение спонтанности съёмки:

Последний пример — добавить динамики событию в кадре:


P. S. Это был субботний совет о фотосъёмке. Присылайте вопросы и подписывайтесь на книгу «Фотосъёмка автомобилей»

Фотосъёмка
Полезно
 21
21
Непонятно
  
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментариев пока нет

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы