Перспективы есть. Но помните, что перспективы — это не гарантии.
Наиболее вероятной мне сейчас представляется такая модель: выходцы из России открывают предприятия в Европе и предлагают местным клиентам редакторские, копирайтерские и контентные услуги по низким ценам. Российские авторы по меркам Европы получают копейки, поэтому пространство для снижения цен есть.
Наши авторы отдают текст на английском, а дальше недорогие переводчики адаптируют его на европейские языки: немецкий, французский, греческий, словенский, словацкий, польский и далее по списку. Это выйдет намного дешевле, чем производить оригинальный текст на каждом языке.
Для такой работы российскому автору достаточно иметь уровень B2 или C1, то есть Upper Intermediate или Advanced. Причем большая часть работы реально будет на уровне B1, потому что коммерческий текст редко требует сложной грамматики или особенных слов. Наоборот: чем проще — тем лучше.
Также можно работать в сфере международного английского — это когда у компании один англоязычный сайт на все рынки. Но это будет менее востребовано, потому что такие компании пишут себе всё сами. Здесь тоже можно не слишком переживать: для читателей текстов на международном английском это не родной язык, поэтому какие‑то огрехи из‑за русской фразеологии там прощаются.
Короче, если у вас второй язык английский, можно в гроб пока не ложиться. Если вам надо, на ваш век работы хватит.
Но тут, конечно же, в комментариях появляются теоретики и идеалисты. И следующая часть совета для них.
Да, стало сложнее. Если раньше я запросто заключал контракты с европейскими клиентами, то сейчас всё стало сложнее. Кто‑то не может мне заплатить; другим не хочется связываться с Россией; третьи хотят, но боятся осуждения. Но эти проблемы решаются: например, иметь представительство в лице нормального европейского агентства. Или открыть агентство в Европе.
Да, многие теперь не захотят работать с Россией. Есть люди, которые пересмотрели новостей и считают всех россиян кровавыми вурдалаками. Но это не все люди, и это точно не все руководители предприятий. Одно дело — ты посмотрел новости; а другое дело — когда работа с Россией экономит твоему небольшому предприятию 50‑70 тысяч евро в год. Рассудок в мире утрачен лишь частично.
Да, всё ужасно, плохо, горько, тяжело и несправедливо. Кровавый режим отнял возможности, задушил дух, перекрыл кислород, отрезал от связей, опозорил перед миром, хлопнул дверью, плюнул в душу, вручил чёрную метку, перечеркнул усилия, растоптал старания, отбросил на 15 лет, выдал волчий билет, поставил жирный крест; украл, оскорбил и опорочил; смял, скомкал, разорвал, разбил, расколол, сорвал, высушил, заморозил и забил последний гвоздь в крышку гроба нашего достоинства; поставил под удар, на кон, под вопрос, под сомнение, под прицел и на попа; на много поколений исключил из мирового дискурса; отнял возможности и не предложил ничего взамен; сделал плохо, а хорошо не сделал; оказался против всего хорошего и за всё плохое; создал ненужные проблемы, трудности, сложности и затраты; заставил искать обходные пути, тайные тропы и негласные договорённости. Это всё правильные слова.
Но кому нужно работать — молча найдут выходы.