Школа
Текст

Повтор слов в тексте: как можно и как нельзя?

Для моих коллег повтор слова в соседних предложениях — это стилистическая ошибка и вообще дурной стиль. Мы работаем с техническими текстами и придумывать постоянно синонимы трансформаторам и выключателям сложно. После замены всех названий на «устройства», «изделия», «приборы» и «аппараты» текст тяжелее воспринимается. Смысл текста при этом не теряется, но становится чуть более труднодоступным.

Такими темпами мы скоро будем писать, как футбольные новостники. Для них, видимо, повторить название команды в статье — это зашквар. В итоге одну команду называют самыми разными способами: шмели, черно‑желтые, хозяева, лидеры дивизиона, звездные, игроки северного побережья, краснобутсые, левосторонние. При этом к середине статьи невозможно понять, о ком речь, потому что всех этих кличек не знаешь.

Вот свежий пример. В нём — ужас! — два однокоренных слова в одном предложении:

  • Светильники серии Safeway предназначены для указания выходов и эвакуационных путей в общественных зданиях, а также для освещения путей эвакуации и антипанического освещения.

В остальных случаях встречаются повторы слов «оборудование», «мероприятие» или название изделия в соседних предложениях. Настолько это плохо?

Родион Губер
10 июля 2022
👁 29133   🗩2
Текст

Повтор слов в тексте: как можно и как нельзя?

Для моих коллег повтор слова в соседних предложениях — это стилистическая ошибка и вообще дурной стиль. Мы работаем с техническими текстами и придумывать постоянно синонимы трансформаторам и выключателям сложно. После замены всех названий на «устройства», «изделия», «приборы» и «аппараты» текст тяжелее воспринимается. Смысл текста при этом не теряется, но становится чуть более труднодоступным.

Такими темпами мы скоро будем писать, как футбольные новостники. Для них, видимо, повторить название команды в статье — это зашквар. В итоге одну команду называют самыми разными способами: шмели, черно‑желтые, хозяева, лидеры дивизиона, звездные, игроки северного побережья, краснобутсые, левосторонние. При этом к середине статьи невозможно понять, о ком речь, потому что всех этих кличек не знаешь.

Вот свежий пример. В нём — ужас! — два однокоренных слова в одном предложении:

  • Светильники серии Safeway предназначены для указания выходов и эвакуационных путей в общественных зданиях, а также для освещения путей эвакуации и антипанического освещения.

В остальных случаях встречаются повторы слов «оборудование», «мероприятие» или название изделия в соседних предложениях. Настолько это плохо?

Родион Губер
10 июля 2022
👁 29133   🗩2
Максим Ильяхов
Главред, автор курса «Информационный стиль и редактура текста»
Полезно
Непонятно
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Зависит от задачи.

Если мы пишем художественный текст, чтобы трогать струны души читателя и услаждать его взор безукоризненным слогом, то да, повторы можно с натяжкой назвать стилистической ошибкой. Хотя, с другой стороны, повтор — стилистический приём. Предложите коллегам назвать любого автора, чей стиль они считают безукоризненным, и вы на любой странице найдёте повторы — случайные или намеренные.

Комментаторы на футбольном матче часто видят своей задачей развлечь слушателя, сделать его «своим», приобщить его к культуре футбола. Для этого как раз стоит использовать витиеватые обозначения: мол, если ты знаешь, кто такие красно‑белые и отличаешь их от шмелей и лидеров дивизиона, то ты свой, ты в теме, молодец. Но это развлекательная задача. Кому нужны результаты игры — смотрят таблички на сайте.

Если это технический текст, то он должен восприниматься однозначно. Тогда такое правило:

центральные для текста понятия выражаются одними и теми же словами.

Например, если вы пишете текст о приборе «Альфа», то в тексте его можно называть только «прибор» и «Альфа». Никаких «изделий», «агрегатов», «продуктов» и прочих вольных ассоциаций. Когда читатель в середине текста встретит фразу «прибор устанавливается», ему должно быть очевидно, о каком приборе идёт речь.

Если повторов слишком много и вам невыносимо, можно использовать группировку и вынесение в перечни:

Светильники Safeway используются в офисах для освещения в случае аварий и чрезвычайных ситуаций:

  • для указания аварийных выходов;

  • при отказе систем энергоснабжения;

  • для подсветки эвакуационных путей;

  • для антипанического освещения.

Коллегам можно задавать такой вопрос: «Вы хотите, чтобы было красиво; или чтобы нас поняли?»

Текст, редактура и информационный стиль
Полезно
Непонятно
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментариев пока нет

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы