В совете о главных параметрах мы уже познакомились с фокусным расстоянием и его влиянием на изображение. В этом совете чуть подробнее пройдёмся по типам объективов, их особенностям и задачам, которые они помогают решать.
Полезно вспомнить о связи фокусного расстояния и угла зрения: чем больше фокусное расстояние, тем меньше угол зрения объектива и наоборот.
Фокусное расстояние и угол зрения подсказывают фотографу, сколько окружающего пространства охватит объектив и с какого расстояния можно снимать крупные и мелкие объекты:
Широкий угол зрения (короткое ФР) охватывает много пространства. При этом, чтобы снять небольшой объект крупно, придётся подойти близко;
Узкий угол (длинное ФР) охватывает мало пространства, но позволяет снять близко далёкие объекты. А чтобы близкий объект целиком поместился на фото, придётся отойти далеко.
Экстремальный пример супершириков — фишай (от англ. fisheye — «рыбий глаз»).
Все фото справа из статьи Ф‑стопперов
Сверхширокоугольные объективы (суперширики) с фокусным расстоянием менее 20 мм, очень широким углом зрения и высокой глубиной резкости. Суперширик захватывает максимально много пространства, а короткое фокусное расстояние и высокая глубина резкости позволяют снимать на длинных выдержках, не боясь тряски камеры. К недостаткам можно отнести сильную дисторсию — когда прямые линии в кадре начинают изгибаться, а объекты, стоящие близко к камере, выглядят дутыми. Суперширик полезен при съёмке пейзажа, интерьера или для художественных эффектов.
Экстремальный пример супершириков — фишай (от англ. fisheye — «рыбий глаз»).
Все фото справа из статьи Ф‑стопперов
Широкоугольные объективы (ширики, короткофокусные) с фокусным расстоянием 20—40 мм. Ширик, как и суперширик полезен при съёмке пейзажа, города или интерьера, где с небольшого расстояния можно охватить много пространства. Если же снимать на ширик небольшой объект или портрет — придётся подойти очень близко, чтобы объект съёмки был крупным. Важно учесть, что из‑за съёмки с близкого расстояния этот объект сильно исказится.
Портретные (портретники, нормальные, стандартные) с фокусным расстоянием 40—80 мм. В таких объективах фокусное расстояние примерно соответствует углу зрения человеческого глаза. При съёмке на портретный объектив изображение выглядят естественно, вид объектов, перспектива и масштаб сопоставимы с тем, что мы видим невооружённым взглядом. Новичкам рекомендую «полтиник» — неплохой универсальный объектив.
Длиннофокусные (дальники, телеобъективы, телевики) с фокусным расстоянием 80—400 мм. Телевики приближают изображение и, благодаря узкому углу зрения, передают детали естественно, почти без перспективных искажений. Из‑за оптических свойств телевики обладают малой глубиной резкости, то есть передний и задний план сильно размываются. Телевик подойдёт для съёмки крупных планов: предметов, портретов, репортажей и спорта. Главное преимущество и недостаток — снимать придётся издалека.
Сверхдлиннофокусные (супертелевики) с фокусным расстоянием более 400 мм. Супертелевики — это практически подзорные трубы или даже телескопы, огромные и тяжёлые. Снимать с рук почти невозможно, при съёмке рекомендую использовать крепкий штатив. Супертелевики полезны при съёмке спорта и дикой природы, поскольку позволяют стоять далеко от объекта съёмки.
Ещё объективы можно разделить по оптическим свойствам и конструкции — тилт‑шифт, бейби‑ленс, фишай (рыбий глаз), зональные и макро‑объективы.
Фотографы часто приобретают объективы с переменным фокусным расстоянием (зум‑объективы), чтобы покрыть широкий спектр задач. Например, объектив 18—50 мм подойдёт для пейзажной, портретной и предметной съёмки, а объектив 70—200 мм — для портретной, репортажной и съёмки дикой природы.
Ещё объективы можно разделить по оптическим свойствам и конструкции — тилт‑шифт, бейби‑ленс, фишай (рыбий глаз), зональные и макро‑объективы.
P. S. Это был субботний совет о фотосъёмке. Присылайте вопросы и подписывайтесь на книгу «Фотосъёмка автомобилей»