Елена!

В этом вопросе действительно много субъективного. Во многом — это просто традиция. Одни жанры более требовательны к ней, например студийный портрет или рекламная съёмка, а другие — менее требовательны, например репортажная съёмка. Более того, нет точного ответа, откуда в принципе взялась эта традиция.

Можно посмотреть на классическую живопись, откуда фотография унаследовала очень многое, однако и там сложно найти однозначный ответ. Немало художников пренебрегали этим правилом и смело кадрировали по суставам:

1. Нидерландский художник. Несение креста. 16 в. Государственный Эрмитаж, Санкт‑Петербург. 2. Луи Жан Франсуа Лагрене. Отцелюбие римлянки. 1760⁠—1762. Государственный Эрмитаж, Санкт‑Петербург. 3. Франческо Фурини. Кающаяся Мария Магдалина. 1603⁠—1646. Государственный Эрмитаж, Санкт‑Петербург
1. П. Е. Заболотский. Портрет М. Ю. Лермонтова. 1837. Государственная Третьяковская галерея, Москва. 2. А. Г. Венецианов. Вакханка. 1832. Государственная Третьяковская галерея, Москва. 3. П. А. Федотов. Портрет Федора Евдокимовича Яковлева. 1850. Государственная Третьяковская галерея, Москва

У меня есть несколько соображений на этот счёт.

Первое: небрежность. Когда мы обрезаем руки и ноги в кадре, это выглядит случайным и неаккуратным, словно рука фотографа дрогнула, кадр подвинулся и случайно резанул конечность:

Второе: наш мозг любит достраивать и домысливать то, что не вошло в кадр. Если резать по суставам, мы даём повод для вольной интерпретации, что происходит с частью тела, не вошедшей в кадр. Как следствие, зритель может домыслить самые нелепые позы. Плюс, есть ассоциация с ампутацией конечностей, которая обычно происходит как раз по суставам — и эту ассоциацию легко перенести на фотографию.

Если же мы оставим намёк на направление конечности, то зрителю будет проще домыслить позу.

Ок — можно мысленно дорисовать ноги
Не ок — легко представить нелепую позу
Не ок — неприятное ощущение ампутации

Третье: обрезка по суставам для меня как частный случай композиционной ошибки «почти, но не совсем». Суставы — это места сочленения конечностей человека, места стыка. И если резать по суставам, то получается мы режем по месту стыка. Композиционно хочется либо его скрыть, либо вытащить в кадр начало примыкающей конечности.

«Почти, но не совсем»
Хочется либо подвинуть кадр
Либо отойти дальше и взять общий план

Четвёртое: часто проблема не в кадрировании, а в самой позе. В случае неграмотного позирования конечности могут казаться отрезанным, поломанными или вовсе возникают вопросы к анатомии:

Приглашаю уважаемых советчиков поделиться своими мыслями насчёт кадрирования по суставам в комментариях :)


P. S. Это был субботний совет о фотосъёмке. Присылайте вопросы и подписывайтесь на книгу «Фотосъёмка автомобилей»

Фотосъёмка
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы