Елена!
В этом вопросе действительно много субъективного. Во многом — это просто традиция. Одни жанры более требовательны к ней, например студийный портрет или рекламная съёмка, а другие — менее требовательны, например репортажная съёмка. Более того, нет точного ответа, откуда в принципе взялась эта традиция.
Можно посмотреть на классическую живопись, откуда фотография унаследовала очень многое, однако и там сложно найти однозначный ответ. Немало художников пренебрегали этим правилом и смело кадрировали по суставам:
У меня есть несколько соображений на этот счёт.
Первое: небрежность. Когда мы обрезаем руки и ноги в кадре, это выглядит случайным и неаккуратным, словно рука фотографа дрогнула, кадр подвинулся и случайно резанул конечность:
Второе: наш мозг любит достраивать и домысливать то, что не вошло в кадр. Если резать по суставам, мы даём повод для вольной интерпретации, что происходит с частью тела, не вошедшей в кадр. Как следствие, зритель может домыслить самые нелепые позы. Плюс, есть ассоциация с ампутацией конечностей, которая обычно происходит как раз по суставам — и эту ассоциацию легко перенести на фотографию.
Если же мы оставим намёк на направление конечности, то зрителю будет проще домыслить позу.
Третье: обрезка по суставам для меня как частный случай композиционной ошибки «почти, но не совсем». Суставы — это места сочленения конечностей человека, места стыка. И если резать по суставам, то получается мы режем по месту стыка. Композиционно хочется либо его скрыть, либо вытащить в кадр начало примыкающей конечности.
Четвёртое: часто проблема не в кадрировании, а в самой позе. В случае неграмотного позирования конечности могут казаться отрезанным, поломанными или вовсе возникают вопросы к анатомии:
Приглашаю уважаемых советчиков поделиться своими мыслями насчёт кадрирования по суставам в комментариях :)
P. S. Это был субботний совет о фотосъёмке. Присылайте вопросы и подписывайтесь на книгу «Фотосъёмка автомобилей»