В прошлом совете я перечислил характеристики света, которые важно понимать фотографу, и распределил их по направлениям. Сегодня разберём источники света, их ключевые особенности и влияние на съёмку.
Свет в фотографии принято разделять на естественный, искусственный постоянный и импульсный:
Конечно, Луна светит отражённым солнечным светом, но в данном контексте можно упростить
Естественный свет имеет природное происхождение. Самый главный источник естественного света на нашей планете — Солнце. Другие примеры естественного света: Луна и звёзды, огонь, молния и другие.
Конечно, Луна светит отражённым солнечным светом, но в данном контексте можно упростить
Солнечный свет доступный и бесплатный, но при этом непредсказуемый и трудноуправляемый. В один день яркое солнце и безоблачное небо, а на следующий — пасмурно и дождь. Или хочется поснимать на закате — а горизонт затянуло облаками. Помимо этого характер света сильно зависит от географического положения, времени суток и сезона. Другие естественные источники стоит рассматривать только в качестве художественного решения и создания определённой атмосферы.
Солнечный свет плохо сочетается с искусственным постоянным светом из‑за разницы цветовых температур. При этом неплохо сочетается с нейтральным импульсным светом, например, вспышки часто используют для подсветки теней в яркий солнечный день.
Искусственный свет происходит из электрических источников, разработанных человеком — чаще всего это различные лампы и светодиоды. Искусственный свет бывает постоянный и импульсный.
Постоянный свет испускают любые осветительные приборы, которые не меняют свою яркость во время работы. По яркости постоянный свет значительно слабее солнца и импульсного света, из‑за чего приходится подкручивать значения экспозиции до не очень комфортного уровня — повышать чувствительность сенсора, сильнее открывать диафрагму и удлинять выдержку. Помимо этого у разных лампочек и диодов большой разброс по цветовой температуре от тёплой до холодной.
Есть и плюсы: постоянный свет наиболее предсказуемый, его легко настраивать, светотеневой рисунок на объекте виден сразу.
При выборе источников с постоянным светом я рекомендую пользоваться студийным оборудованием. Даже бюджетные модели часто мощнее бытовых ламп, дают чистый свет, имеют штативную конструкцию, а у плафонов часто есть крепления для софтбоксов и фильтров.
Импульсный свет испускают различные вспышки и студийные моноблоки. Импульсный свет гораздо ярче постоянного, что позволяет снимать на комфортных значениях экспозиции. Вспышки обычно обладают нейтральной цветовой температурой.
Главные минусы для новичков: сложно сходу предсказать результат, нужно набить руку в настройке вспышек и синхронизаторов, часто «пристреливаться», а светотеневой рисунок можно увидеть только на фото.
Стоит отметить, что импульсный свет при съёмке подавляет любой постоянный, поэтому их сложно сочетать. С другой стороны, снимая со вспышкой в помещении со множеством постороннего света, можно не переживать о его влиянии на кадр — никак не повлияет.
Разные источники освещения, типы ламп и их сочетания создают разное настроение в кадре. Важно помнить об этом при выборе источника света для своих фотозадач.
P. S. Это был субботний совет о фотосъёмке. Присылайте вопросы и подписывайтесь на книгу «Фотосъёмка автомобилей»