Вот несколько соображений с моей редакторской колокольни.
Много авторов. В «Советы» в разное время писали почти все бюрошники — включая тех, кто больше не работает в бюро. Например: советы о ретуши Родиона Жабрева, шрифтовые советы Ани Даниловой, советы Тани Мисютиной о визуализации данных. Все советы, включая архивные, собраны на общей странице bureau.ru/soviet/.
Один автор, конечно, сломается писать что‑то по три‑пять раз в неделю на протяжении многих лет. А когда есть ротация и «дежурство» по каким‑то дням — намного легче.
Вопросы читателей, а не статьи. У нас открыта форма, через которую люди задают вопросы. Авторы выбирают те вопросы, на которые им есть что сказать. До тех пор, пока вопросов больше, чем наших возможностей для ответа, всё в порядке.
Отвечать на вопросы намного проще, чем писать статью на заданную тему. Когда у тебя конкретный вопрос, ты даёшь ответ под заданную ситуацию. А когда нужно написать статью, тебе приходится описывать много разных ситуаций.
Также вопросы решают проблему уникальности: вчера спросили про стоп‑слова в тексте о промышленном оборудовании, завтра — в тексте о свадебном агентстве. Стоп‑слова одни и те же, но за счёт разных ситуаций это разные ответы.
Обязательства. Авторы договариваются с бюро, что раз в неделю или две от них выходит совет. Это обязательство. Одно дело — когда ты пишешь в свой личный блог, и там ты можешь опубликовать, а можешь и не опубликовать. И другое дело — когда под твои ответы выделили рубрику на сайте и нужно выполнить обещание. Хочешь, не хочешь — придётся писать.
У меня аналогичный эффект в платном блоге на «Бусти». Я пообещал не менее двух публикаций в неделю, и даже если читатели этого не заметят, всё равно придётся это обещание выполнить. И если писать не о чем, приходится находить творческие решения:
публиковать фрагменты книг,
показывать куски видеокурсов,
собирать вопросы и отвечать на них,
делать разборы рабочих статей,
в общем — соображать.
Минусы. У «Советов» есть минус — из‑за невероятного объёма знаний ты уже не способен прочитать всё за какое‑то вменяемое время. Тебе нужна дополнительная редакционная прослойка в виде подборок, витрин и навигаторов.
Частично эту проблему я решаю на сайте soviet.glvrd.ru — делю советы на разделы, группирую по темам, реализую полнотекстовый поиск. Но даже там этих разделов слишком много, а внутри разделов уже слишком много статей. Нужно создавать новые разделы, что сделает эту страницу ещё менее читаемой.
Другое решение — еженедельные подборки советов у меня в телеграм‑канале «Главред». Тоже неоптимально: почему на прошлой неделе была подборка именно про клиентский сервис, а неделей ранее — про интерфейс (например)? Почему не наоборот? Как мне сегодня найти статью 2015 года про сложные названия компаний? Полностью эту проблему я пока не решил.
В бюро эту проблему решают подборками — есть красивая витрина, на которой подборка советов выглядит как самостоятельный привлекательный продукт.
Процесс не идеален. В бюро бывают и пропущенные дни без советов; и тяжёлые согласования советов; и разногласия насчёт каких‑то терминов или подходов. Каким‑то авторам надоедает писать, они уходят. Бывает, на какое‑то время «выпадает» день недели, потому что нет автора. Но в далёкой перспективе это не большая проблема, если ее решить.
До встречи через неделю!