Никита!

Давайте так: «правило третей», несмотря на название, вовсе никакое не правило, и точно не панацея, а скорее один из множества инструментов для балансировки и организации композиции в кадре. Простой и понятный, вполне рабочий и поэтому популярный.

У сетки третей есть масса вариаций. Особенно веселят усложнённые вариации от фотографов, которым обычная сетка показалась слишком любительской и они ушли в сеточную эзотерику:

Гавайский фотохудожник Тэвис Лиф Гловер предлагает отказаться от классической сетки третей и использовать Сетку Динамической Симметрии, которую, по его мнению, применяли многие мастера — от Микеланджело до Энни Лейбовиц:

Начинающий фотограф, который начитался статей «о самых лучших сетках» и пытается их применить, в моём представлении выглядит как‑то так:

Человеку свойственно везде искать взаимосвязи и находить совпадения даже там, где их нет. Придумайте любую сетку, любое правило, положите на десяток фотографий, картин или скульптур — и скорее всего многие неплохо совпадут с вашей сеткой.

С другой стороны, нашему мозгу приятно, когда в композиции изначально есть внутренняя логика, заложенная автором, даже если она возникает на уровне ощущений. Тут можно вспомнить идеально выверенные кадры из фильмов Уэса Андерсона, Стэнли Кубрика или работы видеографа Грега Фрейзера:

Правило третей, как и прочие инструменты работы с кадром, помогает организовать композицию, расставить и сбалансировать объекты. При этом, бездумное и слепое применение этого правила в каждой фотографии часто вредит:

Бессмысленно располагать единственный объект кадра «в точках силы» — он сам по себе и ничего не уравновешивает, только бесит своим странным расположением
Логичнее поставить этот в центр — он главный и мы это констатируем. Вспомните любую рекламную съёмку какого‑нибудь товара — он всегда в центре
А если очень хочется по правилу третей — тогда найдите ему противовес, добавьте другой объект в кадр, создайте иерархию. Или найдите композицию поинтереснее

Важно понимать задачу и задавать себе вопросы «что я хочу показать?», «какую историю или сюжет хочу рассказать?», «какую эмоцию или ощущение я хочу вызвать у зрителя?». И уже для решения конкретной задачи задействовать инструменты управления вниманием — сетки, освещение, фокус, цвет, контраст и прочие.

Если отбросить снобизм, то правило третей — неплохая шпаргалка для новичков и неплохой инструмент, если применяется к месту и помогает решить творческую задачу.


P. S. Это был субботний совет о фотосъёмке. Присылайте вопросы и подписывайтесь на книгу «Фотосъёмка автомобилей»

Фотосъёмка
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы