В идеале на визуализации нет лишних, неинформативных чернил, только осмысленные элементы. Поэтому эстетика визуализации особая, построенная на данных.
Вот красивейшая статья — исследование формы птичьих яиц:
В ней использовано множество форматов: от 3Д‑моделей, фотографий и анимаций, до диаграмм и графиков с изображением яиц и птиц. Здесь содержание определяет форму, и это не мешает, а помогает форме радовать глаз.
На визуализации Педро Круза для Нэшнл‑Географик иммигранты, приехавшие в Штаты с 1830 года по настоящее время, показаны как годовые кольца дерева:
На этой диаграмме каждая чёрточка олицетворяет 100 человек, иммигрировавших из определённого региона, закодированного цветом. При этом расположение регионов соответствует их реальному географическому положению относительно США: Канада — сверху, Латинская Америка — снизу, Европа — справа, Азия — слева. Мы смотрим на десятки и сотни тысяч судеб, на людей, преодолевших границы и океаны в поисках лучшей жизни. Это чистое содержание, выраженное прекрасной формой.
Наполненная смыслом и потенциальной пользой спортивная аналитика тоже может быть эстетичной:
Стилизованные портреты спортсменов могут показаться избыточными, но в них таится сюрприз. Не поленитесь перейти по ссылке и увидеть его своими глазами. Гарантирую, вы ахнете!
Не могу здесь обойти вниманием гениальный формат спортивных гифок Нью‑Йорк‑Таймс. На одной из них показано, как Кейти Леддеки завоёвывает золото на Олимпиаде‑2016 в заплыве вольным стилем на 800 метров, обгоняя соперниц более чем на 11 секунд. Лаконичность формы — и полный эффект присутствия на олимпийских трибунах:
Визуализация результатов лыжной гонки — из той же серии. Обратите внимание, как дизайнер «отжимает» картинку, чтобы оставить чистый смысл, как транформирует реальность, чтобы мы могли сравнить между собой отдельные заезды, как сохраняет узнаваемые элементы (цвет костюмов и цвет лыж!)
Огромное значение для эстетики играет подбор цветовой схемы. Иллюстрация уровней затопления Венеции из статьи на «Рисёрч‑гейте» — это пример того, как не надо делать :‑)
Осознанный выбор цветовой палитры превращает ту же карту в произведение искусства, которым хочется любоваться без конца:
В заключении покажу ещё парочку увлекательно‑развлекательных примеров.
Конечно, биологические визуализации это отдельный богатый жанр, но тут хочется обратить ваше внимание на работу с масштабом. Чтобы дать представление о размерах акул рядом с ними погружается в глубину страницы аквалангист. Там где рыбы становятся слишком мелкими, есть реальный силуэт и иллюстрация удобного размера. А рядом с каждой акулой изображён увеличенный зуб, зубы тоже друг с другом в масштабе. Сравните клычище белой акулы с зазубринами на краях и клычок гренландской акулы, которая в размере не уступает белой.
И на закуску, самое любимое! Карты Италии Антуана Корбино — шедевр, до краёв наполненный смыслом.
На картах с огромной любовью к деталям собраны локальные наименования вин и традиционные блюда разных регионов Италии. Этикетка на головке сыра, упаковка пасты, форма бутылки оливкового масла — здесь всё не случайно, всё отражает реальность. При должном интересе к теме изучению карт можно посвятить не один вечер. А если вам посчастливилось побывать в Италии и попробовать у подножия Везувия Таурази или Греко‑ди‑Туфо, будьте готовы к тому, что карты всколыхнут воспоминания и разбудят желание снова оказаться в этом гастрономическом раю.
Эстетика и содержание могут идти рука об руку. Данные прекрасны сами по себе, наша задача подобрать цвета и форму представления, собрать из частей гармоничное целое — без графической мишуры. Уделяя внимание оформлению визуализации, мы проявляем уважение и к зрителю, и к данным, с которыми работаем.