Как научить дизайнера работать. Лукэтми, 2014
Ровно десять лет и один день назад мы объявили, что открываем свою школу. Тогда она называлась Школа стажёров, и мы приглашали только дизайнеров. И у меня тогда бороды не было.
Как научить дизайнера работать. Лукэтми, 2014
Сейчас Школа бюро — это целых три школы: Школа дизайнеров, Школа редакторов и Школа руководителей. Через них прошли 2266 студентов, а 319 человек получили дипломы и стали нашими выпускниками.
Это важный юбилей, потому что школа оказалась чем‑то гораздо большим, чем я рассчитывал на старте.
Я открыл школу, потому что осознал, что для роста творческого коллектива бюро нужна постоянная подпитка новыми людьми, которые разделяют наши профессиональные принципы и говорят с нами на одном профессиональном языке. И это удивительная вещь. Мы не создавали школу, чтобы приносить людям радость, знания и всё такое. Мы сделали школу для себя, для бюро, и бюро по сути главный клиент школы.
Это совсем не то же самое, что книги, лекции и курсы. Я люблю наши курсы, лекции, обожаю наши книжки. Они радуют ум и сердце, очень помогают углубиться в конкретную тему, в том числе тем, кто учится в школах. Они задуманы и сделаны для этого, всё ради людей. Но никогда не было такого, чтобы мы пригласили человека в бюро, потому что он подписался на наши книги или потому что он прошёл наши курсы.
А со школой получилось невероятное. Во‑первых, школа оказалась самым эффективным продуктом. Уже десять лет мы доверяем системе и зовём к себе людей, закончивших школу. У нас просто нет необходимости искать людей где‑то ещё, кроме, может быть, разработчиков, архитекторов и бюрист, по крайней мере пока :‑)
Во‑вторых, оказалось, что наши выпускники супервостребованы среди работодателей, по крайней мере среди тех, кто в теме и в профессии. Они работают в Сбере, Тинькове, Суперджобе, Мифе, Яндексе, Озоне, Авито, Госуслугах и дофига где ещё.
Примерно год назад Т—Ж провёл опрос и собрал статистику по профессиональному образованию редакторов. Тогда оказалось, что Ильяхова и Школу редакторов специалисты упоминали чаще всего, а зарплата выпускников оказалась выше зарплаты выпускников других школ.
Конечно, я порадовался этому исследованию и мы его цитировали. Но совсем недавно вышло новое исследование, на этот раз про дизайнеров. И что же? Снова оказалось, что у бюрошных выпускников‑дизайнеров самая высокая зарплата.
И дело не только в зарплате. Мы видим по отзывам, что студенты Школ бюро постоянно отмечают тусовку и связи. Ещё во время учёбы люди заводят чатики, обсуждают задания, даже «дружат против преподавателей». А после учёбы помогают друг другу делать проекты и зовут на работу.
Сообщество студентов настолько больше, чем просто школа, что студенты по своей инициативе создали независимый журнал «Кто студент», где берут друг у друга и у преподавателей интервью, рассказывают жизненные и профессиональные истории, делятся лайфхаками и главное — оттачивают дизайнерские, редакторские и продюсерские навыки. При этом редакции от потока к потоку передают эстафету новым студентам, и эту систему тоже создали и поддерживают сами студентов.
Кто бы мог предположить, что школа с самой странной на свете бизнес‑моделью, которая отсеивает на каждой следующей ступени 70% своих студентов, которая создана для кадровых нужд бюро, станет востребованной, эффективной и создаст профессиональное сообщество, которое гораздо больше бюро?
Я думаю, что это неслучайно: наши выпускники лучше приспособлены к удалённой работе; их не нужно пинать; они сами выясняют всё, что нужно для решения задачи; дизайнерам не надо объяснять, что такое информативность и закон Фиттса и как подправить текст на кнопке, редакторы могут сами придумать и собрать рассылку или промостраницу. Наши выпускники становятся незаменимыми.
Но это всё сухие факты и цифры, а ведь есть ещё живая память и истории. Мы следим за успехами выпускников, многие из них запускают свои бизнесы и продукты. Есть и инновационные идеи вроде сиэрем‑системы для кафе и ресторанов, и небольшие издательские проекты вроде книг и карточек, и маркетинговые продукты вроде подарочных наборов.
Я помню наши вечеринки до утра с выпускниками после защиты, помню своих дипломников, у которых я был арт‑директором. Хочу передать приветы выпускникам первого потока: Лере Буниной, Аркадию Чугунову, Андрею Кириллову, Мише Озорнину, Андрею Ильинскому, Андрею Давыдову, Антону Безденежных, Борису Дубаху и Леониду Касаткину. Спасибо вам, что первыми нам доверились.
Но я хочу вспомнить не только первых выпускников. У меня просьба ко всем, кто закончил школу, а потом добился чего‑то важного для себя, написать мне. Мы хотим собрать и рассказать ваши истории и показать ваши фотографии. Необязательно рассказывать о школе только хорошее: хотите, напишите нам какие‑то гадости, хотите — что‑то приятное. Но главное — расскажите свою историю и чего вы добились после школы.
Дорогие выпускники, пожалуйста, присылайте мне свои истории: artgorbunov@artgorbunov.ru