Даниил!
Если говорить глобально, я считаю, что нейросети не заменят людей. Упростят рутину — да, но без специалиста‑оператора, который генерирует идеи и смыслы, ставит задачи и оценивает результат, никак не обойтись. Возможно, когда‑нибудь я поменяю своё мнение, но пока не вижу причин переживать.
Почему не заменят
Если перейти к фотографии, то есть несколько тезисов, почему фотографа и живую фотографию сложно заменить.
Конкретика. Фотография — это запечатление конкретных объектов: людей, вещей, зданий, пейзажей, продуктов. Нейросети способны лишь воспроизводить подобные объекты и их производные. Не получится сгенерировать свадебную фотосессию конкретной пары или фотосессию конкретных блюд для ресторана.
Забавно, что иллюстрации и фотореалистичные картины мы воспринимаем иначе — с бо́льшим доверием
Эмпатия и осязаемость. Глядя на фото, нам подсознательно приятно осознавать, что перед тобой реальные люди или объекты. Сгенерированные объекты и люди ощущаются стоковыми и, потому, не вызывают доверия.
Забавно, что иллюстрации и фотореалистичные картины мы воспринимаем иначе — с бо́льшим доверием
Процесс. Не все фотосъёмки — рутина. Часто это увлекательный творческий процесс, общение и эксперименты. Работа с генерацией изображений — тоже процесс, но совсем другой и не предполагает взаимодействия с объектами съёмки.
Управляемость и предсказуемость. Одна из главных возможностей фотосъёмки — это контроль над ракурсами, крупностями, фоном, освещением и объектами съёмки. Картиночными нейросетями очень сложно управлять, а результат непредсказуем. Даже при нахождении идеального промпта с точечным подкручиванием параметров уровень контроля пока несравнимо слабее, чем при живой съёмке.
Документальная ценность. Любая фотография — это запечатлённый момент действительности. Событие, человек, объект или пейзаж, запечатлённые на снимке в определённый момент времени, становятся исторической памятью. Сгенерированные изображения лишены такого свойства по умолчанию и могут его лишь имитировать.
Художественная ценность. Художественная фотография — это творчески осмысленный взгляд фотографа на мир. Фотографы показывают привычные вещи с непривычных сторон, находят красоту в обыденных вещах и пейзажах, выражают идеи и эмоции через знакомые сюжеты и окружение. Фотография в данном случае является лишь инструментом, как и генерация изображений. Творческие задачи можно решать и при помощи генерации изображений, но это всего лишь ещё один инструмент художника, не исключающий фотографию.
Где помогут
Генеративные нейросети хоть и не заменят фотографов, но уже становятся отличным инструментом при обработке и ретуши.
Успехи компании Адобе по внедрению нейронок в Фотошоп уже сильно впечатляют. Ретушь кожи в один клик, умная работа с фоном, замена и добавление объектов, апскейл без потери качества, корректировка выражений лиц, создание макияжа в один клик, умная глубина резкости, перенос цветовой палитры — всё, на что раньше фотографы тратили кучу времени, теперь можно сделать за пару кликов.
Кого вытеснят
Учитывая всё, что я описал выше, предположу, что в зоне риска два рынка: стоковая фотография и ретушь.
Стоковая фотография скорее всего проиграет в конкуренции такого же вида стоковым, но сгенерированным изображениям. Ещё и вопросы с выкупом фоток и авторскими правами отпадут.
Ретушёрам, как отдельной профессии, будет сложно. Сейчас фотографы часто отдают обработку фотографий на аутсорс для экономии времени, но уже близок тот момент, когда в Лайтруме, Камере‑ро и Фотошопе появится кнопка «Отретушировать зашибись» или «Перенести ретушь вон с той фотки».
Приглашаю уважаемых советчиков поделиться своими мыслями в комментариях!
P. S. Это был субботний совет о фотосъёмке. Присылайте вопросы и подписывайтесь на книгу «Фотосъёмка автомобилей»