Школа
Текст

Как правильно заимствовать чужой материал?

Здравствуйте!

Как правильно заимствовать чужой материал?

Курсы Ильи Синельникова базируются на книгах Джима Кемпа. По крайней мере, он не стесняясь об этом говорит. Справедливо отметить, что Илья не копирует в чистую, а интерпретирует и качественно дополняет.

В некоторых книгах на первых страницах пишут «Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой либо форме...» и т. д. Например, в практическом руководстве по схема‑терапии Джеффри Янга. Из‑за этого мне начинает казаться, что если я напишу о любой идее из этой книги — за мной приедет серый фургон.

На что нужно обратить внимание, если я захочу рассказывать о принципах из других книжек?

Спасибо!

Василий Кóторов
12 янв 2025
👁 3556   🗩1
Текст

Как правильно заимствовать чужой материал?

Здравствуйте!

Как правильно заимствовать чужой материал?

Курсы Ильи Синельникова базируются на книгах Джима Кемпа. По крайней мере, он не стесняясь об этом говорит. Справедливо отметить, что Илья не копирует в чистую, а интерпретирует и качественно дополняет.

В некоторых книгах на первых страницах пишут «Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой либо форме...» и т. д. Например, в практическом руководстве по схема‑терапии Джеффри Янга. Из‑за этого мне начинает казаться, что если я напишу о любой идее из этой книги — за мной приедет серый фургон.

На что нужно обратить внимание, если я захочу рассказывать о принципах из других книжек?

Спасибо!

Василий Кóторов
12 янв 2025
👁 3556   🗩1
Максим Ильяхов
Главред, автор курса «Информационный стиль и редактура текста»
Полезно
Непонятно
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Если вы делаете коммерческий проект для клиента, лучше заручиться поддержкой юриста, который несёт ответственности за свои рекомендации. Я не несу.

И теперь по сути вопроса. Вот у вас есть руководство Джеффри Янга. Что вы можете и чего не можете по умолчанию:

Вы можете процитировать руководство в таком ключе: «В руководстве таком‑то Джеффри Янг пишет, что... Это подтверждается моей практикой, поэтому я рекомендую...» Можно так: «Джеффри Янг в руководстве пишет, что... Я не согласен, потому что...» То есть вы можете использовать цитаты или пересказывать текст автора в полемических, критических или пародийных целях.

Объём цитирования должен быть обоснован задачей: например, вы не можете взять в кавычки всю книгу Янга и в конце дописать «Я согласен». Вы ведёте полемику и предлагаете что‑то своё, ссылаясь на автора.

Вы не можете взять чужой текст и выдать за свой, никакую его часть. То есть «копировать‑вставить» нельзя, только в рамках цитаты.

Вы не можете взять чужой текст и перефразировать его, выдав за свой.

Но вы можете написать свой текст, вдохновившись текстом автора. Только в этом тексте должны быть ваши мысли.

Вы не можете скопировать рисунки, иллюстрации и макеты из чужой книги и поставить в свой текст, чтобы подкрепить свою мысль. Но можете вступить в полемику с автором: поставить его картинку, а рядом нарисовать свою.

Если «Джеффри Янг» или «схема‑терапия» являются зарегистрированными товарными знаками в России, вы не можете использовать эти слова для обозначения своих товаров и услуг, в рекламе или названии курсов и тренингов. Если не зарегистрированы, то можете (как это случилось с Монтессори).

Серый фургон за вами в любом случае не приедет. Обычно нарушителей авторских прав душат по‑другому:

  1. Ищут, кто своровал или переработал материал без разрешения.

  2. Пишут им вежливое письмо, мол, удалите.

  3. Если письмо игнорируют, из нарушителей выбирают тех, у кого есть деньги, потому что душиться с маленькими и бедными нет смысла и это плохой пиар.

  4. Большим и богатым отправляют претензии, дальше — подают исковые заявления в суд.

  5. Суд определяет, было ли нарушение и какой должна быть компенсация. Могут назначить экспертизу, чтобы проверить, была ли переработка произведения.

  6. После решения суда нарушитель платит или его деньги забирают силой, для этого существуют судебные приставы.

Чтобы всё это случилось, автор должен быть серьёзно настроен защищать свои права. Каждый пункт из перечня выше стоит каких‑то усилий, времени и денег, и нет гарантии, что это принесёт результат. Сама по себе интеллектуальная собственность не защищается, никакой серый фургончик не ездит по улицам города и не ловит нарушителей.

Если тема больная, рекомендую почитать материалы Алексея Башука в «Клубе правообладателей» и его же книгу «Своровали? Накажи!».

Текст, редактура и информационный стиль
Полезно
Непонятно
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментарии

Отличный совет! Уточню на всякий случай только один момент про цитирование графики.

«Вы не можете скопировать рисунки, иллюстрации и макеты из чужой книги и поставить в свой текст, чтобы подкрепить свою мысль. Но можете вступить в полемику с автором: поставить его картинку, а рядом нарисовать свою».

На первый взгляд может показаться, что цитировать можно только текст. На деле по нашим законам это не совсем так: цитировать можно и графику, и видео, да что угодно — закон не ограничивает виды произведений, которые можно цитировать. Главное только соблюдать правила правомерного цитирования, про которые совершенно верно написал Максим. Эти правила одинаковы для всех цитат.

А вот что может оказаться нарушением авторских прав — это иллюстрирование, где сама иллюстрация не имеет отношения к тексту.

В чем разница между цитатой и иллюстрацией?

Например, мы пишем статью об особенностях фотографирования пароходов. Показываем примеры фото разных авторов, разбираем отличия. В таком случае фотографии будут процитированы. Так можно, согласие правообладателя для такой публикации не нужно.

А вот совсем другая история, если мы с вами пишем статью о морских круизах и «для красоты» добавляем фотографию парохода. Получается, фотография напрямую не связана с темой статьи, ее не приводят в качестве примера, она использована просто как красивая картинка «в тему». Есть вероятность, что в случае спора суд не посчитает такое использование правомерной цитатой. А если речь идет о коммерческом блоге турфирмы — тем более. Могут и компенсацию взыскать за такое, помню судебное дело на несколько миллионов рублей за фотографии теплоходов.

Помню, у Максима лет десять назад была статья «Леха, не разбавляй». Там Максим на примере статьи про перевозку собаки в машине показывал, что клевая иллюстрация — это иллюстрация, раскрывающая тему статьи, например, собственноручное фото своей собачьей перевозки. А вот просто «разбавить» статью фоткой случайной собаки с фотостока — так себе иллюстрация.

К чему это я: цитировать графику‑то можно. Но если картинкой статью «разбавили», то это может оказаться не только маркером посредственной работы редактора, но и нарушением чужих авторских прав.

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы