Если вы делаете коммерческий проект для клиента, лучше заручиться поддержкой юриста, который несёт ответственности за свои рекомендации. Я не несу.
И теперь по сути вопроса. Вот у вас есть руководство Джеффри Янга. Что вы можете и чего не можете по умолчанию:
Вы можете процитировать руководство в таком ключе: «В руководстве таком‑то Джеффри Янг пишет, что... Это подтверждается моей практикой, поэтому я рекомендую...» Можно так: «Джеффри Янг в руководстве пишет, что... Я не согласен, потому что...» То есть вы можете использовать цитаты или пересказывать текст автора в полемических, критических или пародийных целях.
Объём цитирования должен быть обоснован задачей: например, вы не можете взять в кавычки всю книгу Янга и в конце дописать «Я согласен». Вы ведёте полемику и предлагаете что‑то своё, ссылаясь на автора.
Вы не можете взять чужой текст и выдать за свой, никакую его часть. То есть «копировать‑вставить» нельзя, только в рамках цитаты.
Вы не можете взять чужой текст и перефразировать его, выдав за свой.
Но вы можете написать свой текст, вдохновившись текстом автора. Только в этом тексте должны быть ваши мысли.
Вы не можете скопировать рисунки, иллюстрации и макеты из чужой книги и поставить в свой текст, чтобы подкрепить свою мысль. Но можете вступить в полемику с автором: поставить его картинку, а рядом нарисовать свою.
Если «Джеффри Янг» или «схема‑терапия» являются зарегистрированными товарными знаками в России, вы не можете использовать эти слова для обозначения своих товаров и услуг, в рекламе или названии курсов и тренингов. Если не зарегистрированы, то можете (как это случилось с Монтессори).
Серый фургон за вами в любом случае не приедет. Обычно нарушителей авторских прав душат по‑другому:
Ищут, кто своровал или переработал материал без разрешения.
Пишут им вежливое письмо, мол, удалите.
Если письмо игнорируют, из нарушителей выбирают тех, у кого есть деньги, потому что душиться с маленькими и бедными нет смысла и это плохой пиар.
Большим и богатым отправляют претензии, дальше — подают исковые заявления в суд.
Суд определяет, было ли нарушение и какой должна быть компенсация. Могут назначить экспертизу, чтобы проверить, была ли переработка произведения.
После решения суда нарушитель платит или его деньги забирают силой, для этого существуют судебные приставы.
Чтобы всё это случилось, автор должен быть серьёзно настроен защищать свои права. Каждый пункт из перечня выше стоит каких‑то усилий, времени и денег, и нет гарантии, что это принесёт результат. Сама по себе интеллектуальная собственность не защищается, никакой серый фургончик не ездит по улицам города и не ловит нарушителей.
Если тема больная, рекомендую почитать материалы Алексея Башука в «Клубе правообладателей» и его же книгу «Своровали? Накажи!».