x
 
Артур
24 июня 2013
У меня несколько вопросов:
  • Расскажите пожалуйста, вносят ли клиенты свои правки в макеты сайтов?
  • Каким образом это происходит?
  • Как нужно вносить их в макеты?
  • Как после прототипов регламентировать правки, их количество и их характер?


Самая веро­ят­ная при­чина потери кли­ента во время про­екта — непра­вильно орга­ни­зо­ван­ная работа с замечаниями.

В бюро срок согла­со­ва­ния дизайна зафик­си­ро­ван и вхо­дит в кален­дар­ный план. К концу этого срока дизай­нер и кли­ент при­хо­дят к согласию.

Для этого раз­ра­бо­тано крат­кое руко­вод­ство веду­щего дизай­нера бюро по согласованию.

1. Пре­зен­та­ции дизайна посвя­щён отдель­ный совет. Кар­тинки, отправ­лен­ные пись­мом, могут сто­ить вам про­екта, осо­бенно в боль­шой ком­па­нии. Мене­джер не понял, дирек­тор сде­лал невер­ный вывод, и реше­ние рас­статься с вами при­нято раньше, чем вы крик­нете «я всё объ­ясню!». Поэтому в бюро пре­зен­туют дизайн лично.

Если веду­щий дизай­нер и кли­ент нахо­дятся в раз­ных горо­дах, эскизы по скайпу демон­стри­ру­ются по сце­на­рию один за дру­гим. Ника­ких отли­чий от лич­ной встречи нет, поэтому далее везде под­ра­зу­ме­ва­ется воз­мож­ность кон­фе­рен­ции по скайпу.

Убе­ди­тесь, что на встрече при­сут­ствует чело­век, кото­рый при­мет финаль­ное реше­ние, назо­вём его «руко­во­ди­тель». Если он не смог прийти, пре­зен­та­цию стоит отменить.

Глав­ным ито­гом пре­зен­та­ции ста­но­вится спи­сок вопро­сов и заме­ча­ний кли­ента, собран­ных тща­тельно, подробно, вни­ма­тельно и без эмо­ций. Кли­ент даёт ком­мен­та­рии сразу на встрече и после неё в письме. Важно самому про­го­во­рить уст­ные заме­ча­ния кли­ента по пунк­там, чтобы кли­ент под­твер­дил, что спи­сок полный.

2. Сор­ти­ровка заме­ча­ний про­ис­хо­дит на сле­ду­ю­щей встрече с кли­ен­том. Встреча должна состо­яться как можно ско­рее, потому что время не ждёт. Ваша цель — сов­местно прой­тись по каж­дому полу­чен­ному заме­ча­нию, оце­нить его важ­ность, вли­я­ние на полез­ное дей­ствие про­екта, связь с дру­гими частями системы, кри­тич­ность в теку­щей ите­ра­ции и при­нять сов­мест­ное решение:

  • пере­не­сти реше­ние про­блемы на сле­ду­ю­щую ите­ра­цию или счи­тать заме­ча­ние снятым;
  • взять в работу, дого­во­рив­шись, как именно заме­ча­ние будет исправ­лено до конца срока согласования;
  • взять тай­маут, чтобы поду­мать, как при­нять одно из двух преды­ду­щих реше­ний на сле­ду­ю­щей встрече.

У заме­ча­ния не может быть ника­кого исхода, кроме пере­чис­лен­ных трёх. Если заме­ча­ние взято в работу, кли­ент и дизай­нер должны оди­на­ково пони­мать ожи­да­е­мый резуль­тат, реа­ли­стично оце­ни­вать остав­ше­еся время на дора­ботку, по воз­мож­но­сти упро­щать и «флек­сить». От веду­щего дизай­нера здесь тре­бу­ется уме­ние щёл­кать задачи с учё­том полу­чен­ных от кли­ента объ­яс­не­ний, решать их в голове и внятно объ­яс­нять пред­ла­га­е­мое решение.

Не стоит под­да­ваться дав­ле­нию кли­ента: «вы же дизай­неры», «при­не­сите новые кар­тинки, тогда и решим», «вам что, слабо», «я не буду за вас дизай­нить». Согла­со­ва­ние дизайна — общая про­ект­ная ответ­ствен­ность дизай­нера и кли­ента. Если бы дизай­нер мог сде­лать всё сам, то его дизайн был бы при­нят с пер­вого раза. Не стоит стес­няться своих недо­стат­ков, при­зна­вайте их. Но нельзя быть иди­о­том и спра­ши­вать на встрече у кли­ента, какого цвета сде­лать плашку — дизай­нер дол­жен пред­ло­жить реше­ние, а кли­ент — при­нять или откло­нить его. Не стес­няй­тесь пока­зы­вать на встрече дру­гие сайты, чужие дизайны или даже запус­кать Фотошоп.

Взять тай­маут («дизай­нер ушёл думать») — самое опас­ное и неже­ла­тель­ное реше­ние с точки зре­ния про­екта, потому что вызы­вает неопре­де­лён­ность и сокра­щает остав­ше­еся время на дора­ботку дизайна. Дизай­нер дол­жен веж­ливо и оза­бо­ченно напом­нить об этом кли­енту, и, конечно, не забы­вать об этом сам. Чудес не бывает.

Именно поэтому время на непред­ска­зу­е­мое согла­со­ва­ние лого­ти­пов в бюро удво­ено, чтобы преду­смот­реть созда­ние совер­шенно новой версии.

При сор­ти­ровке нельзя про­пу­стить ни еди­ного, самого мало­зна­чи­тель­ного заме­ча­ния кли­ента. Только сам кли­ент может при­знать своё заме­ча­ние неваж­ным и сня­тым, иначе сле­ду­ю­щая пре­зен­та­ция исправ­лен­ного дизайна закон­чится оби­дой или скандалом.

Здесь под­ра­зу­ме­ва­ется, что реше­ния о сор­ти­ровке при­ни­ма­ются на встрече с руко­во­ди­те­лем, иначе они не стоят и лома­ного яйца гроша.

Начи­на­ю­щий веду­щий дизай­нер раз­де­ляет пре­зен­та­цию и сор­ти­ровку заме­ча­ний на две встречи, чтобы при­учить к дис­ци­плине себя и кли­ента. Уве­рен­ный в себе дизай­нер сов­ме­щает пре­зен­та­цию с сор­ти­ров­кой, но пом­нит, что кли­ент ино­гда жалеет о поспеш­ных решениях.

Сор­ти­ровка закан­чи­ва­ется дого­во­рён­но­стью о дате сле­ду­ю­щей презентации.

3. Дора­ботка дизайна — понят­ная линей­ная задача, если заме­ча­ния рас­сор­ти­ро­ваны и всем ясно, что делать.

Если дизай­неру при­шла в голову гени­аль­ная идея, как испра­вить заме­ча­ние ещё лучше, чем дого­во­ри­лись, нужно быть гото­вым к тому, что кли­ент не оце­нит гени­аль­ность, а вре­мени выпол­нить обе­щан­ное не оста­нется. Поэтому нужно срочно назна­чить вне­оче­ред­ную встречу и обсу­дить новую идею. Лучше обсуж­дать идею на кар­тинке, но ещё важ­нее сде­лать это быстро.

4. На иде­аль­ной пре­зен­та­ции исправ­лен­ного дизайна кли­ент не узнает ничего нового. Все его ожи­да­ния будут оправ­даны. При­ят­ным бону­сом послу­жит какое‑нибудь исправ­ле­ние, кото­рое кли­ент хотел, но созна­тельно отло­жил ради сроков.

На пре­зен­та­ции воз­ник­нут про­блемы, если любое заме­ча­ние ока­жется спе­ци­ально или слу­чайно про­игно­ри­ро­ванно. При­чём «мы поду­мали, что это неважно» гораздо опас­нее, чем «ой, мы забыли». Это вряд ли слу­чится, если заме­ча­ния были акку­ратно собраны и рассортированы.

Если дизай­нер нару­шил про­цесс и несёт кли­енту не то реше­ние, о кото­ром дого­во­рился, самое глу­пое — про­сто пре­зен­то­вать. Это страш­ный багаж, с кото­рого нужно начать встречу, выра­зить свою оза­бо­чен­ность и при­не­сти изви­не­ния за нару­ше­ние дого­во­рён­но­стей во имя выс­шей цели.

Согла­со­ва­ние дизайна — это работа с ожи­да­ни­ями. Желез­ное пра­вило согла­со­ва­ния — «ника­ких сюрпризов».

Опи­са­ние, как пра­вильно согла­со­вы­вать дизайн, будет пол­нее, если про­ил­лю­стри­ро­вать его про­ти­во­по­лож­ность — ситу­а­цию «послед­ний шанс». Дизай­нер пре­зен­тует дизайн, кли­енту дизайн не нра­вится. Кли­ент и дизай­нер решают, что дизай­нер пред­при­мет ещё одну попытку и пока­жет новую работу. Тогда кли­ент решит, про­дол­жить ли работу с дизайнером.

Если вы вни­ма­тельно изу­чили насто­я­щее руко­вод­ство, то без труда пой­мёте, почему послед­ний шанс дизай­нера уте­рян ещё до того, как он при­сту­пил к пере­дел­кам. Нико­гда не пред­ла­гайте сами и не согла­шай­тесь на «послед­ний шанс».

P. S. Если заменить слово «клиент» на «арт‑директор», то получатся слово в слово правила согласования работы дизайнера с арт‑директором бюро (попробуйте, очень смешно выходит).

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Несмотря на то, что между нами была договорённость о работе по ФФФ, клиент был в бешенстве 4 Можно ли в договоре добавить пункт, что срок увеличивается пропорционально времени на согласование дизайна? 5 Как вы в договоре описываете понятие ФФФ? 6 Как рассчитывается бюджет проекта? 10




Недавно всплыло

Сайты для слабовидящих 2 Как совместить информационный стиль и текст для поисковиков? 7 2 2