Иван, ваш вопрос очень важный. Он затрагивает фундаментальную, можно сказать, философскую тему.
Вы исходите из того, что существует некая справедливая цена на продукт или услугу. Например, ваш друг с сайтом на Вордпрессе назначил, на ваш взгляд, несправедливую цену. Другими словами — обманул своего клиента. А вы не хотите никого обманывать. Поэтому стремитесь обосновать цену (часами работы, месячными тратами, коэффициентом на подарки — чем угодно). В этом вы видите справедливость.
Но у людей разное представление о справедливой оплате. То что кажется правильным одному, вызовет негодование у другого.
Поэтому не бывает справедливой цены. Бывают условия, с которыми согласны обе стороны. Чем раньше вы это поймёте, тем больше заработаете и избавитесь от мук совести.
Это не значит, что надо обманывать и говорить, что работа заняла неделю вместо четырёх часов.
Клиенту всё равно, работали вы раньше с этой ЦМС или нет, а начальнику наплевать на ваши месячные траты. Ценен результат, а не процесс. В конечном итоге, ваши услуги стоят ровно столько, сколько за них согласятся заплатить. А согласятся заплатить столько, на сколько увидят для себя пользы. И разумеется, это всегда субъективно.
Это не значит, что надо обманывать и говорить, что работа заняла неделю вместо четырёх часов.
Отсюда не следует, что каждый раз вам надо определять цену наобум. Можете придумать для себя какой угодно алгоритм оценки. В том числе считать часами, как вы уже делаете. Но хочу предостеречь от двух вещей.
Первое: не приводите клиенту полную калькуляцию цены. Кроме тысячи вопросов и торговли по каждому пункту, ничего не добьётесь.
Второе: стоимость часа вашей работы не равняется месячному окладу, разделённому на количество рабочих часов в месяце. Нельзя сравнивать работу за зарплату и подряд.
Не бойтесь назвать больше и услышать: «Почему столько стоит?» Вот пример честного ответа: «Потому что за эти деньги мне было бы комфортно заниматься вашим проектом, и я бы не думал, что недополучил».
Вывод. Чтобы много зарабатывать, необходимо два навыка: умение продавать и вести переговоры.
Это был пятничный совет по переговорам и отношениям с клиентом. Присылайте вопросы.