x
 
Камиль Миндубаев
25 апреля 2014

Я занимаюсь разработкой веб-сервиса, который поможет привлечь клиентов для кафе, ресторанов и подобных заведений. Уже скоро мы начнём выкатывать первую версию продукта, и мы хотим начать вести переговоры с владельцами таких компаний. Я написал письмо, но не знаю, решит ли оно нашу задачу. Очень вероятно, что сразу руководителям написать не получится, придётся пробиваться через их менеджеров.

Письмо:

«Здравствуйте, Василий.

Возможно, вам будет неинтересно мне отвечать, и если это так, просто напишите «нет», я не обижусь.

Меня зовут Камиль Миндубаев. Я директор компании CompanyName. Возможно, я могу быть полезен вашему бизнесу.

Какие проблемы есть у вашей компании? Какие трудности возникают в привлечении клиентов для кафе?

Когда вам будет удобно обсудить это?

Вы можете отказать мне, это ваше полное право».

Какие недостатки у этого письма? Как его улучшить? Что посоветуете в нашей ситуации?



Камиль, вы правильно заметили, что писать надо владельцу или человеку, принимающему решения. Если вы не знаете, кто это и как с ним связаться,— выясняйте. Для этого надо будет написать другое письмо или звонить.

Теперь о вашем письме владельцу.

Здорово, что вы пишете коротко, не навязываетесь, ничего не впаривате, даёте право на «нет», задаёте открытые вопросы о задаче и предлагаете её обсудить.

Но при этом письмо выглядит жалобно и заискивающе. И вы ничего не пишете о пользе для клиента. Прочтите письмо глазами руководителя:

«Какой-то Камиль утверждает, что, возможно, поможет моему бизнесу. Потом спрашивает о проблемах с привлечением клиентов. Затем предлагает это обсудить и дважды повторяет, что не обидится, если я откажу».

Зачем клиенту вам отвечать?

Расскажите в письме о вашем сервисе, предположите, чем он будет полезен клиенту, зацепите чем-нибудь. Что эффективнее — встречаться или созваниваться — решайте сами.

Пример письма:

«Здравствуйте, Василий!

Меня зовут Камиль Миндубаев, я директор компании CompanyName.

Мы разрабатываем рекомендательный веб-сервис, который поможет пользователю выбрать кафе, а кафе — привлечь новых клиентов. Рекомендации строятся по уникальному алгоритму на основе отзывов критиков, обычных пользователей, предпочтений друзей из социальных сетей и тегов. Каждое заведение попадает в несколько категорий: «уютно», «поработать», «поиграть», «близко к метро» и так далее. Пользователь сам указывает, что ему важно. Таким образом заведение найдут именно те, кому оно больше всего подходит.

Подобный сервис уже несколько лет успешно работает в США и Европе. Им пользуются больше десяти тысяч кафе и ресторанов. В России мы первые, и делаем несколько принципиальных улучшений в алгоритме рекомендаций.

Через месяц мы открываем сайт и сейчас ведём переговоры с владельцами заведений. С нами уже 56 ресторанов, к лету будет 130. Мы предлагаем особые условия тем, кто подпишет договор до 1 июня.

У вас отличное кафе, я уверен, наш сервис поможет вам привлечь новых клиентов.

Предлагаю созвониться и обсудить всё подробнее. Когда вам было бы удобно?

Камиль Миндубаев,
директор CompanyName,
+7 903 123-45-67».


P. S.
Это был пятничный совет по переговорам и отношениям с клиентом. Присылайте вопросы.
P. P. S.

Я веду практический курс «Переговоры и отношения с клиентами». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться
Отправить

Комментарии

Андрей Пономарёв
25 апреля 2014

Если из письма Камиля убрать вторую просьбу ему отказать и добавить пару строк про сам сервис, то разве оно не получится лучше варианта Ильи?

У Камиля есть и открытые вопросы о бизнесе потенциального партнёра, и право на «нет». А в исправленном варианте нет ни того, ни другого. К тому же, Илья сразу уверен, что может помочь, в то время как Камиль не предполагает, а спрашивает.

Почему письмо Ильи сработает лучше?

Андрей Акишев
25 апреля 2014

«Возможно, вам будет неинтересно мне отвечать, и если это так, просто напишите нет“, я не обижусь». Взаимоисключающе. Если ему неинтересно отвечать, зачем ему отвечать?

В остальном, как человеку далёкому от местных приколов с «травлением лески» и т. д., первый вариант напоминает мормона, толкающего ножи по квартирам, участника БМ, «146%, пришел, увидел, убедил». Такой подобострастный текст, в котором за вылизанностью предложений теряется посыл.

Наташа Шиманко
25 апреля 2014

Андрей Пономарёв, в письме Камиля все очень расплывчато.

Например:
— Какие проблемы есть у вашей компании? 
— Да, у нас есть проблемы — наш бухгалтер подворовывает.

Совсем не обозначено, какого рода проблемы может решить сервис Камиля.

И оно вправду выглядит слишком просящим.

Вместо: «возможно, вам будет неинтересно мне отвечать, и если это так, просто напишите «нет», я не обижусь», лучше: «не отвечайте на это письмо, если вам неинтересен наш сервис». По крайней мере, проявлено уважение к занятому человеку.

Александр Винников
27 апреля 2014

Вам нужен индивидуальный подход, а не спам-рассылка со всеми клише деловой переписки и заискиваниями. Будьте хитрее! Зайдите в кафе. Поработайте там, выпейте кофе. Составьте первый отзыв для вашего сервиса и напишите его клиенту:

«Привет, Василий!

Так сложилось, что каждую субботу примерно в 14:00 я захожу к вам в кафе почитать почту, насладиться тишиной и вкусом прекрасного капучино, который готовит бариста Елена. Частенько я зову с собой коллег, чтобы обсудить рабочие вопросы и поговорить о судьбе нашего стартапа. Хочу сказать огромное спасибо — у вас самое прекрасное место для работы и непринуждённых бесед на Юго-Западной. В «Жирной Утке» не так вкусно, а в «Сабвее» постоянно толпы студентов.

Удивительно глупое совпадение: мы с коллегами разрабатываем сервис, который помогает людям выбрать кафе. Мы собираем отзывы, предпочтения друзей из социальных сетей, критику. Я бы очень хотел, чтобы вы оказались на страницах нашего сайта. Таким образом, вас смогут найти например простые трудяги, вроде нас, а может и арабский шейх, если повезёт :-)

Я и сам создал бы вашу страничку, но не могу этого сделать по понятным причинам. Если я вас заинтересовал, напишите мне, я расскажу больше.

Спасибо за кофе!

Камиль»


28 апреля 2014

Александр, это не индивидуальный подход. Невозможно во все кафе ходить каждую неделю. А если это для вас и вправду особенное кафе, то как вы напишите в другие?

В вашем письме заискивания и демонстрации нужды ещё больше, чем в письме Камиля. Будь я клиентом, я бы вам точно не ответил.

Напрягает: обращение на «ты», «простые трудяги, вроде нас», «бариста Елена», «арабский шейх», «насладиться тишиной», «огромное спасибо», «самое прекрасное место», «сам бы создал вашу страничку».

Не добавляет очков и то, что вы пнули конкурентов, когда вас об этом даже не спрашивали.

Ещё я бы не советовал использовать приём «сказать о самом важном между делом». Максим Ильяхов советует на похожую тему: http://artgorbunov.ru/bb/soviet/20140427/.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Недавно всплыло

10 Как вы верифицируете оценку сроков от сотрудника? 1 Как избежать «эффекта Тильды»? 2 1