Илья Бирман |
Хороший интерфейс способствует закреплению привычек, упрощающих работу. На закрепление привычек влияет встроенный в нервную систему механизм вознаграждения. Он корректирует наше поведение для выживания и продолжения рода. Одним из химических факторов здесь является дофамин. Он вырабатывается в ответ на приятные телесные ощущения (еда, секс, музыка) и на ожидание подобных ощущений. Мартин Линдстром пишет, что удовольствие, которое мы получаем, предвкушая покупку крутого телефона, возможно, помогает нам размножаться, потому что покупка повышает наш социальный статус. Конечно, сама по себе нейрофизиология не помогает проектировать интерфейс, но даёт полезное прикладное знание: если интерфейс награждает пользователя за его действия, то привычка закрепляется скорее. |
Какую роль в дизайне играют гормоны?
|
Понятие награды субьективно. Она необязательно материальна — достаточно, чтобы человеку нравилось. Когда один пользователь ставит другому лайк в Фейсбуке, Фейсбуку это ничего не стоит, а человеку приятно. Это мотивирует писать в Фейсбук и возвращаться к своим постам, чтобы проверить реакцию читателей. Инстаграм подсовывает пользователям непопулярные фотографии, чтобы собрать авторам хотя бы пару лайков. Так он вознаграждает авторов за любой труд, мотивируя потрудиться ещё. Чудесная реакция интерфейса радует пользователя и заставляет повторять свои действия, тем самым вызывая скорейшее привыкание: |
|
Управление привычкой — ещё и коммерческий инструмент. Выгодно создать такой продукт, с которого человеку будет сложно перейти на другой. Иногда этого пытаются добиться раздражающими барьерами вроде несовместимых форматов файлов. Идеально — когда человек не переходит на другой продукт просто потому, что чувствует, что тот, которым он пользуется, очень хорош. Артём Горбунов рассказывает, что радуется звуку, с которым Мак отправляет письма, а иногда даже изображает его сам: «Я подсознательно люблю эту программу, она мне привычная и комфортна, я ни за что с неё не слезу». Особой силой в формировании привычки обладает непредсказуемая награда. Беррес Скиннер провёл эксперимент: он сделал устройство, которое выдавало голубям еду при нажатии на рычаг. Голуби быстро научились пользоваться рычагом, когда испытывали голод. Однако потом он изменил работу устройства так, чтобы еда выдавалась не всегда, а лишь иногда. Это привело к тому, что голуби стали нажимать на рычаг намного чаще, причём вне зависимости от голода, а просто из любопытства. |
Анимация в конвертере «Ангстрем», на |
Подобно голубям Скиннера мы проверяем почту и крутим ленту соцсети: там награда — в виде новых писем, интересных постов и лайков — тоже появляется непредсказуемо. |