Жена утром говорит вам: «Будешь идти домой — купи хлеба». Это задание. Что оно значит? Переформулируем: когда вы вечером сядете есть сваренный женой борщ, у вас на столе должен лежать свежий хлеб, который вы с удовольствием съедите. Иными словами, вам нужно к часу «икс» иметь на столе вкусный хлеб.

Когда задание простое, ни у кого не возникает проблем с пониманием, что значит сделать. Забыли купить хлеб? Не сделали. Не было свежего? Не сделали. Хлеб оказался с червяками, когда вы его разрезали, и один червяк упал в борщ? Не сделали. Жена любит батон, а вам достался «кирпич»? Не сделали. По дороге домой вас насмерть сбил автобус? Очень жаль, конечно — вас будут хоронить и про хлеб сразу забудут. Но задание‑то всё равно не сделано. Результат очевиден, потому что в момент «икс» вы или едите, или не едите хлеб. Вы это видите и чувствуете.

«Сделать» — значит получить результат к заданному сроку и с заданным качеством. Есть нужный результат — сделано, нет результата — не сделано. Всё остальное не имеет отношения к «сделыванию». Совсем. Даже если получить результат помешала комета, взорвавшая Землю, задание всё равно будет не сделано. Причина не имеет значения. «Сделать» — булева функция, возвращает 0 или 1.

Вроде пока всё понятно, хлеб купили. Давайте попробуем теперь сделать что‑нибудь посложнее, например макет страницы сайта. У любого задания есть срок. Допустим, сегодня понедельник, вам дали неделю и описание того, что должно быть. Что значит сделать макет?

Ну, во‑первых, это значит, что к понедельнику надо показать картинку. Если картинки нет, задание не сделано, и все это понимают одинаково.

А если картинка есть, то сделано? Непонятно — надо смотреть, что нарисовано. Если не все требования учтены? Понятно, не сделано. Если свёрстано кое‑как? Тоже не сделано. Тут и возникает странное искажение реальности. «Сделать» заменяется на «делать»:

  • Арт‑директор: Сделал макет?

  • Дизайнер: Да, вот!

  • Арт‑директор: Никуда не годится.

  • Дизайнер: Ну, это, я старался, делал…

Кого волнует, что ты делал? Макет надо в вёрстку отдавать, а там фарш. Значит, верстать нельзя, значит, не сделал. Принёс хлеб с червяками. Ты его вроде принёс и в срок, но есть его нельзя.

Студент и преподаватель

Связь «сделывания» с результатом демонстрирует метафора студента и преподавателя.

Представьте студента, который готовит дипломную работу. Мало написать сам диплом, его ещё должен утвердить научный руководитель. И вот попался студенту нерадивый научный руководитель: постоянно динамит несчастного студента, на встречи не приходит, советом не помогает. Подходит срок сдачи, а диплом не утверждён. Научный руководитель, конечно, неправ, но из университета выгонят студента. Преподаватель будет работать, как и раньше, а студент отправится в армию.

В примере со студентом и преподавателем показаны отношения клиента и исполнителя. Каким бы ни был клиент, если исполнитель взял задачу, за её «сделывание» отвечает он. Исполнитель должен позаботиться о результате.

«Сделать» значит получить результат.

Что такое результат и как его получить — в следующих советах.

P. S. Это был совет об управлении проектами, людьми и собой. Присылайте вопросы.

Управление проектомС чего начать
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы