x
 
Иван Баранов
5 апреля 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Вот как на языке Аутлука будет «Нет новых писем». Почему в программах появляются такие нечеловеческие сообщения?


Машинный язык — побочный эффект технозависимости.

Технозависимость

Похоже, у Аутлука есть «представления», которые умеют отображать любые «элементы», не зная ничего об их природе. Если элементов нет, выводится стандартное сообщение.

Пример из Яндекс.Погоды:



В базе есть разные населённые пункты, но нет их статуса. Пришлось выдумать универсальный бюрократический термин «регион». Но Киев — никакой не регион, а город.

Вместо прогрессбара Виндоус показывает некие номера операций обновления и даже путь к ветке системного реестра:



Часто к такому языку приводит механическое составление предложений. Заголовок отчёта Яндекс.Метрики:



Уверен, кто-то даже не понял, что здесь не так. Компьютеры нас приучили расшифровывать подобные конструкции, а должно быть наоборот. Этот заголовок — набор слов, разделённых случайно расставленными знаками препинания. Его даже невозможно прочитать вслух.

Представление (англ. view) — в базах данных виртуальная таблица, именованный запрос

Особенно плохо это работает с русским языком. Чтобы избежать склонения слов, авторы изобретают противоестественные конструкции: вместо «2 письма» и «5 писем» пишут «писем: 2».

Двоеточие в интерфейсе стало универсальным разделителем, почему-то помогающим авторам смириться с нечеловечностью текста.

Вконтакте — редкий пример внимательного отношения к падежам:


Ещё один источник машинного языка — непредусмотренные шаблоном случаи. Вот карта стандартов телевещания из Википедии:


Видно, что в России — SECAM, в Америке — NTSC, в Австралии — PAL. А вот в какой системе смотрят телевидение пингвины — таких данных у Википедии будто бы нет. Здесь использован шаблон Википедии, генерирующий карту из имеющихся данных. Где данных нет, так и написано. Если бы иллюстрацию делал человек, Антарктиду бы просто не рисовали, и в легенде бы не было квадратика «нет данных».

Белоруссия:


Здесь видим флаг Белоруссии, герб Белоруссии, а какой у Белоруссии национальный девиз? Если бы не шаблон, строчки про девиз бы просто не было.

Спросить у пользователя подтверждение стандартным диалоговым окном Виндоуса — это одна строчка кода. Не нужно подбирать иконку, располагать и подписывать кнопки — достаточно передать системе сам текст задаваемого вопроса. Когда программист забывает посмотреть, что у него получилось, случается курьёз:


Что нажимать? Когда я показываю этот пример на курсе, все хором говорят «Крестик!».

Здесь разработчик решил объяснить, что имел в виду, вместо того, чтобы отказаться от шаблона:

А. Лебедев. Здравствуйте, с вами говорит робот


Часто встречаются бессмысленые, с точки зрения человека, сообщения об ошибках:


Граф состояний и переходов системы проник в интерфейс:



А самое ужасное, когда человеку предлагается после этого принять решение:



Иногда машина начинает сомневаться в том, что ты человек. И чтобы доказать ей это, как ни парадоксально, нужно сделать самую неествественную для человека вещь — на вопрос «Человек ли вы?» ответить LVCCU:


Если кто-то из уважаемых советчиков знает, откуда у меня это, подскажите.

Интерфейс и информация — дисциплина Школы дизайнеров. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Катерина Шкрибей
6 апреля 2016

Отмена редактирования видео на Ютубе:

Игорь Адаменко
7 апреля 2016

Илья, пример с окном диалоговым окном у вас скорее всего из Твиттера Райана Блока: https://twitter.com/ryan/status/313755123295854592/photo/1

Откуда он у него — неизвестно.

Жанна Руденко
22 апреля 2016

Сообщение, возникающее при попытке оплатить книгу на ЛитРесе:

Михаил Озорнин
21 июня 2016

Вот сообщение из Аутлука, что не удалось отправить письмо.

Вопрос в такой ситуации выглядит как издёвка.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Технозависимость





Недавно всплыло

Невозможно собрать портфолио 1 1 1 Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1