x
 
Илья
19 апреля 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Что такое последовательное волшебство?


Этот интерфейс записи к врачу прислала одна из студенток Школы стажёров бюро:

Технозависимость

В поле поиска происходит странное. Человек вводит запрос, нажимает на кнопку (0:06), под полем появляются уточняющие вопросы. Но при ответе на них содержимое поля не изменяется. Что произойдёт, если я снова нажму на кнопку поиска? Как изменить ответ на уточняющий вопрос?

    Другие странности:
  • при появлении выпадайки календаря поле времени пропадает (0:14);
  • изменение значения поля в форме приводит к изменению его названия (0:18);
  • при нажатии ссылка исчезает (0:21);
  • после подтверждения номер телефона сбрасывается (0:38).

На экране компьютера всегда происходит волшебство: выезжают панельки, выпадают менюшки, меняются цвета элементов. Размеры окон изменяются за уголок — у настоящих окон так не бывает. У многих действий нет физического смысла.

Однако обычно человек находит для себя объяснение тому, как ведёт себя интерфейс. Окно на экране можно тянуть за углы. На него не действует гравитация, его не надо специально придерживать мышкой, чтобы не упало.

Мы понимаем и принимаем правила игры, если можем их себе объяснить, если видим в них последовательность и логику. Хоть и происходит волшебство, но оно должно быть неслучайным. Каждое состояние и переход в интерфейсе должны быть объяснимы с точки зрения устройства этого волшебного мира.

А если элемент, на который мы нажали, исчезает — это необъяснимо.

Есть классический трюк, когда фокусник достаёт кролика из шляпы. Он сначала демонстрирует публике, что в шляпе ничего нет, потом опускает туда руку и достаёт кролика. Такого не может быть, но мы понимаем такой фокус.

Представим теперь, что фокусник демонстрирует пустую шляпу, потом опускает руку, начинает тянуть… и вдруг сам превращается в кролика! Вероятно, на представлении зрителей порадует эффект неожиданности. Но в интерфейсе не место подобным сюрпризам.


Похожая ситуация в кино: многие показываемые вещи невозможны в реальном мире. Но мы готовы в них поверить, если сказка хорошо продумана.

Машина времени из «Назад в будущее» разгоняется до 88 миль в час, и Марти Макфлай перемещается на 30 лет в прошлое. Прямо на этой машине:



Принцип действия машины времени фантастичен, но понятен. Если бы нам самим дали эту машину времени, мы бы знали, что делать: вводишь на панели дату, разгоняешься до 88 — и ты переместился во времени.

Аналогично — световой меч из «Звёздных войн». Это ведь чушь: луч кончается через полтора метра и проходит насквозь всё, кроме других таких же лучей:



Но нам понятно, как работает. Если бы нам с вами выдали по такому мечу и предложили сразиться, мы бы не растерялись.

На айфоне есть домашний экран с иконками приложений. Тап в иконку запускает приложение, причём приложение «вырастает» прямо из иконки. Можно сказать, эта иконка — и есть приложение. Нажатие круглой кнопки возвращает на домашний экран. В приложении может происходить что угодно, но оно не может переопределить круглую кнопку — кнопка всегда возвращает на домашний экран. Поэтому в телефоне невозможно заблудиться.

Иногда интерфейс вызывает недоумение, за ним не чувствуется продуманной механики. А должен быть световым мечом, как круглая кнопка на айфоне. Это и есть последовательное волшебство.



Интерфейс и информация — дисциплина Школы дизайнеров. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Ольга Романова
19 апреля 2016

В теории кино есть такое понятие «диегезис» — внутренний мир фильма, в котором существуют персонажи по своим каким-то выдуманным законам. В этом мире все должно быть по-своему логично, непротиворечиво. В интерфейсах что-то похожее.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Последовательное волшебство





Недавно всплыло

Всё просто 2 Реальность данных. Бизнес-кейс 2 Тупые правила 10 3