x
 
Илья
21 июня 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Часть первая


  • Графема
  • Хорошая и плохая
  • Дыры
Изобретение схемы метро

По схеме пас­са­жир ищет места и про­кла­ды­вает марш­руты. Чтобы помочь ему, мы уби­раем лиш­ние детали, вво­дим цве­то­вое коди­ро­ва­ние, систе­ма­ти­зи­руем рас­сто­я­ния, углы и обозначения.

  • Графема
  • Хорошая и плохая
  • Дыры
Изобретение схемы метро

Полу­чен­ное гра­фи­че­ское изоб­ра­же­ние обла­дает опре­де­лён­ной фор­мой. Хоро­шая форма даёт гла­зам пас­са­жира точки опоры. Коль­це­вая линия в Лон­доне узна­ётся даже без цвета: «буты­лоч­ная» форма и двой­ной кон­тур не остав­ляют сомне­ний —

Человек, знакомый с городом, найдёт станцию «Грин‑парк», хоть её название и загораживает конденсатор

Про мос­ков­скую коль­це­вую и гово­рить нечего — круг впе­ча­ты­ва­ется в мозг:

Схема 1970 года, Метро.ру

Графема в справочнике «Паратайпа»

Общую форму, кото­рая счи­ты­ва­ется до подпи­сей и отдель­ных линий, и делает схему узна­ва­е­мой, назо­вём гра­фе­мой схемы.

Графема в справочнике «Паратайпа»

Авторы про­екта «Лай­н­по­стерс» оста­вили от несколь­ких транс­порт­ных схем только графемы:

Хорошая графема позволяет Москве обойтись без координатной сетки

Несмотря на ошибки, Москва и Нью‑Йорк не про­сто мгно­венно узна­ются, там даже можно найти зна­ко­мые стан­ции. С Лон­до­ном, кажется, так же — я легко ткну в Кем­ден‑таун или Пим­лико. Но учи­ты­вая, сколько вре­мени жизни я смот­рел на его схему, я нерепрезентативен.

Хорошая графема позволяет Москве обойтись без координатной сетки

А вот Париж и Токио совер­шенно бес­фор­менны, глазу не за что заце­питься. Вме­сто ясной гра­фемы — одно­род­ный паттерн.

Конечно, гра­фема схемы изна­чально опре­де­ля­ется топо­ло­гией самой транс­порт­ной сети, а она про­ис­хо­дит из плана города. Так что Москва и Нью‑Йорк про­сто вынуж­дены были полу­читься характерными.

Но это не зна­чит, что в дру­гих горо­дах ничего не поде­ла­ешь. Нужны ори­ен­тиры, выхва­ты­ва­е­мые гла­зом. Если в самой транс­порт­ной сети для этого ничего под­хо­дя­щего нет, подой­дёт водоём или телебашня.

Сей­час в Париже одна из худ­ших офи­ци­аль­ных схем среди боль­ших метрополитенов:

Я уже критиковал эту схему за плохие цвета и толщины линий

В своей вер­сии схемы Костя Коно­ва­лов сде­лал «коль­це­вую» из 2‑й и 6‑й линий и подру­жил с ней по форме неко­то­рые дру­гие фраг­менты схемы. На схеме появи­лись парки и досто­при­ме­ча­тель­но­сти. Это сильно повы­сило «графемность»:

Офи­ци­аль­ная бер­лин­ская схема тоже не очень удачна:

Есть кольцо, обра­зо­ван­ное элек­трич­ками, но оно слиш­ком боль­шое. Допол­ни­тель­ным ори­ен­ти­ром ока­зы­ва­ется пучок элек­три­чек, про­хо­дя­щих «вол­ной» через центр. Но этого всего мало, и поиск зна­ко­мой стан­ции зани­мает огром­ное время.

Рабо­тая над гра­фе­мой, нужно осте­ре­гаться всего, что не име­лось в виду. Киев­ская схема похожа на чело­века на под­ко­сив­шихся ногах:

Раз­ви­деть это невоз­можно. Такие сов­па­де­ния плохи как кори­доры в тек­сто­вом наборе: при­ко­вы­вают к себе вни­ма­ние, отвле­кая от содержания.

Интерфейс и информация — дисциплина Школы дизайнеров. Набор закрыт. Оставьте почту, и мы напишем вам, когда откроется следующий набор.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Глеб Яковлев
21 июня 2016

Я вот не вижу, как не стараюсь увидеть, человека на схеме киевского метро: вижу разорванную цепь спирали ДНК, а рогатина снизу (отдельно) напоминает статую Христа в Рио-де-Жанейро. Вероятно, г-н Бирман глядит на схемы с чем-то вроде профдеформации, которая усиливает его неприязнь к плохой подаче информации и ассоциативный ряд его уносит.

Скажем, графема того же Парижа мне по нраву, и хоть не существует нормальной схемы парижского метро, я с первого взгляда увидел станции, которые посетил лишь однажды. Возможно, тут уже нерепрезентативен я, так как легко накладываю на графему берега Сены и уже от них идёт образ 4-го и 6-го округа Парижа.

Ещё занимательно, что графемы схем метро один-в-один похожи на схемы саккад, которые используют при изучении движения зрачков. Быть может, нам приятнее смотреть не сколько на информативные схемы с класическими углами и радиусами, а просто на что-то более соотвествующее механике зрения? То бишь, люди с лёгкой дальнозоркостью будут одну схему считать понятнее и приятнее, просто из-за того, что у них иначе идёт взаимодействие с графическим образом. Скажем, графема Токио мне видится более удобной, чем графема Цюриха (казалось бы!), а Цюрих приятнее-понятнее графемы Барселоны.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

2 Несколько равноправных видов транспорта 1 1 2




Недавно всплыло

Как найти себе замену 1 2 Как в бюро верстают электронные письма и рассылки. Третья часть: рассылки Школы и Издательства бюро 1 4