Илья Бирман |
Можно подумать, что экранные формы — изобретение компьютерной эпохи. Но в действительности они наследуют графический язык бумажных форм: Вид полей указывает на то, как их заполнять. Здесь есть радиокнопка, однострочные и многострочные поля ввода, чекбоксы. Иногда для того, чтобы человек правильно заполнил форму, дают подсказки: «нужное подчеркнуть», «указывать в Хорошо составленная форма, анкета или бланк после заполнения складываются в связный текст. Поэтому мы предлагаем смотреть на форму как на предложение. Взглянем на простую форму. Подобно тому, как в предложении есть главные члены — подлежащее и сказуемое — у формы главные члены — это её заголовок и кнопка. Заголовок, как подлежащее в предложении, выражается существительным в именительном падеже. А кнопка как сказуемое — глаголом. Но поскольку это команда, а не повествовательное предложение, глагол на кнопке — в начальной форме: |
|
Поля между заголовком и кнопкой — это второстепенные члены. Они отвечают на вопросы: какую сохранить заметку? куда отправить сообщение? кому поставить задачу? при каких обстоятельствах? Простая форма похожа на простое предложение. Как и предложения, формы могут быть сложными. |
|
Идеально было бы «Фильтр — Сохранить». Но здесь форма слишком длинная, заголовок и кнопка не попадут одновременно в поле зрения на большинстве экранов. Поэтому заголовок и кнопку сделали более полными. |
|
В обычных случаях стоит избегать повторений. Например, если форма называется «Заказ товара», а снизу кнопка «Заказать товар», то очевидно следует убрать лишнее и оставить «Товар — Заказать». После этого уже стоит повысить информативность и вместо «Товара» написать, что конкретно (скажем, название книги). Задача проектировщика формы — устранить сложности, сохранив понятность и однозначность. Поэтому работа над формой — это редактура. |