x
 
Максим Розов
25 марта 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Аня, расскажите, пожалуйста, о платных и бесплатных шрифтах.

Когда надо использовать платный шрифт? Как убедить заказчика купить лицензию?


Бес­плат­ные шрифты стоит исполь­зо­вать тогда, когда нет денег или пони­ма­ния, зачем вам нужен шрифт.

Плат­ные шрифты стоит исполь­зо­вать тогда, когда вы зна­ете, что ваш про­ект тре­бует отдель­ного вни­ма­ния к шрифту или ста­нет выра­зи­тель­нее за счёт выбора под­хо­дя­щего шрифта.

А плат­ные шрифты, выло­жен­ные пира­тами, вообще нико­гда не стоит исполь­зо­вать :‑)

Шрифт, как и любой дру­гой инстру­мент, создают живые люди, и плату за свою работу они уста­нав­ли­вают ту, кото­рая им ком­фортна. В зави­си­мо­сти от зна­ко­вого состава и слож­но­сти созда­ния шрифт могут раз­ра­ба­ты­вать от несколь­ких меся­цев до несколь­ких лет. В зави­си­мо­сти от каче­ства или цено­вой поли­тики шриф­то­вой ком­па­нии цены могут варьи­ро­ваться от пары бак­сов до бесконечности.

В бюро делали сайт ком­па­нии «Актион‑МЦФР». Сайт дол­жен при­вле­кать парт­нё­ров и заказ­чи­ков, поэтому ком­па­ния хочет пока­зать чело­ве­че­ское лицо и вызвать дове­рие. В бюро решили уси­лить это ощу­ще­ние не только с помо­щью кон­траст­ной верстки, но и с помо­щью шрифта. В текстах и заго­лов­ках исполь­зу­ется Бюро­санс — он живой и мило­вид­ный, а в текстах чита­бель­ный. В фак­то­и­дах исполь­зу­ется Прайс Дидоне — полу­ча­ются яркие и при­вле­ка­ю­щие вни­ма­ние цифры.

«Батенька, да вы транс­фор­мер» — сам­из­дат с инте­рес­ными, часто пост­мо­дер­нист­скими ста­тьями. Уже по назва­нию всё с ним понятно. На сайте этого жур­нала исполь­зу­ется даже не два, а три шрифта: Реформа, Тео­дор Гла­го­льев и Кон­ке­рор. Тео­дор Гла­го­льев был спе­ци­ально раз­ра­бо­тан для журнала.

Игра со шриф­тами на сайте кажется оправ­дан­ной в силу образа, кото­рый транс­ли­рует Батенька

Мне кажется, тут это круто рабо­тает на завле­че­ние чита­теля в мир диких стран­ных историй.

Но плат­ный шрифт — не зна­чит хоро­ший шрифт, а бес­плат­ный — не все­гда зна­чит плохой.

Гугль дого­во­рился с раз­ными шриф­то­ви­ками и собрал боль­шую бес­плат­ную кол­лек­цию шриф­тов с откры­той лицен­зией, вклю­чая шрифты с кирил­ли­цей. Самые попу­ляр­ные шрифты — Робото и Опен­санс — отхин­то­ваны и смот­рятся хорошо на боль­шин­стве экра­нов. Их нельзя назвать пло­хими, но я бы сама ими поль­зо­ва­лась только из‑за край­ней необ­хо­ди­мо­сти, потому что есть шрифты гораздо круче для моих задач.

Круп­ные ком­па­нии часто не могут или не хотят замо­ра­чи­ваться со слож­ной лицен­зией шрифта для всех работ­ни­ков и ком­пью­те­ров. Таким ком­па­ниям важно, чтобы их сайт отоб­ра­жался с мини­маль­ными про­бле­мами на каж­дом воз­мож­ном экране, и это ещё одна при­чина для того, чтобы пойти по про­то­рен­ной дорожке. Поэтому логич­ным реше­нием их про­блемы будет выбор про­ве­рен­ного бес­плат­ного шрифта.

Сайты Почты Рос­сии, Дождя, Лайфа, Супер­джоба исполь­зуют Робото. Все они раз­ные по струк­туре и задаче и содер­жи­мому, поэтому нельзя ска­зать, что выбор одного и того же бес­плат­ного шрифта для них плох. Видно, что они не очень замо­ра­чи­ва­лись с ори­ги­наль­но­стью шрифта, но надо ли это им было? Мне кажется, это откры­тый вопрос.

Неко­то­рые игра­ются с визу­аль­ным напол­не­нием сайта, выбрав всё тот же Робото:

Сайт факуль­тета гра­фи­че­ского дизайна в Кали­фор­ний­ском кол­ле­дже искусств

В целом выгля­дит неплохо, но я бы выбрала шрифт для такой задачи с раз­ными мел­кими щеко­чу­щими глаз дета­лями, напри­мер Нью Пэрис ком­па­нии Свис Тайпфейсес:

Если у вас круп­ная ком­па­ния, и ваш про­дукт важен для огром­ной ауди­то­рии, а фир­мен­ный почерк стоит на вто­ром месте, проще не замо­ра­чи­ваться и поль­зо­ваться про­ве­рен­ными тех­ни­че­ски шриф­тами. Если вы и ваш заказ­чик не видите раз­ницы между бес­плат­ным и плат­ным шриф­том, или эта раз­ница не прин­ци­пи­альна, то проще взять бес­плат­ный шрифт и пожить с ним какое‑то время. Воз­можно, скоро вы пой­мёте, что хотите идти дальше, и вашему про­екту для нового образа пона­до­бится хоро­ший плат­ный шрифт.

Неко­то­рые отдель­ные сту­дии делают шрифты или начер­та­ния бес­плат­ными. Напри­мер, Пара­тайп сде­лал ПТ Санс, ПТ Сериф и ПТ Моно бес­плат­ными, потому что у них была задача попу­ля­ри­зо­вать шрифт как инстру­мент для всех поль­зо­ва­те­лей, в первую оче­редь тех, кто рабо­тает с кирил­ли­цей. Шрифт под­дер­жи­вает все госу­дар­ствен­ные титуль­ные языки РФ, поэтому шриф­том могут поль­зо­ваться и рус­ские, и татары, и нга­на­саны, и манси.

Шриф­то­вую семью ПТ можно ска­чать бес­платно на сайте Пара­тайпа или уста­но­вить на свой сайт через Гугль‑шрифты

ПТ Санс, ПТ Сериф и ПТ Моно — хоро­шие шрифты. Но даже у хоро­ших бес­плат­ных шриф­тов есть про­блема — они ста­но­вятся слиш­ком попу­ляр­ными, ими начи­нают поль­зо­ваться на сай­тах, в печат­ной про­дук­ции и в рекламе. Часто кон­ку­ри­ру­ю­щие про­дукты могут ока­заться слиш­ком похожими.

Хоро­ший при­мер — тот же Робото. Альфа‑банк, Рен­не­санс Кре­дит банк и Отпбанк тоже исполь­зуют на своих сай­тах Робото. Но если у дру­гих новост­ных или бан­ков­ских сай­тов, исполь­зу­ю­щих Робото, слиш­ком раз­ная вёрстка, то тут по ком­по­зи­ции и пози­ци­о­ни­ро­ва­нию всё довольно оди­на­ково. Конечно, на кон­вер­сию выбор шрифта тут вряд ли вли­яет, но я бы не поняла без лого­ти­пов и цве­тов, где что.

Ещё бывает коми­че­ски без­дум­ное исполь­зо­ва­ние бес­плат­ного шрифта. Эпо­халь­ный при­мер — Лоб­стер. Сам по себе шрифт хорошо решает задачу при­влечь вни­ма­ние и создать милый, доб­рый образ. Пару лет назад все очень его любили, неко­то­рые исполь­зо­вали его по назначению:

Лоб­стер в лого­типе тор­тов и пря­ни­ков выгля­дит довольно орга­нично, хотя вто­рой шрифт кажется непод­хо­дя­щим
Мини­ма­ли­стич­ное исполь­зо­ва­ние Лоб­стера выгля­дит мило

Но боль­шин­ство исполь­зо­вало его про­сто потому, что он был бес­плат­ный и не скуч­ный по срав­не­нию с Гель­ве­ти­кой или Вер­да­ной. Резуль­таты бывают довольно смешные:

Фир­мен­ный стиль Реги­о­наль­ной дез­ин­фек­ции, най­дено на ФЛ.ру
Крайне стран­ный выбор шрифта для мрач­ной темы загряз­не­ния лёг­ких. Най­дено на Бехансе
Реклама в моём инста­граме
Пре­крас­ная кар­тинка от Люды Сары­че­вой

Лоб­стер стал настолько попу­ля­рен, что начал вызы­вать нена­висть у неко­то­рых дизай­не­ров, а его исполь­зо­ва­ние начало ассо­ци­и­ро­ваться с неуме­нием выби­рать шрифты. Даже появился сайт «Лоб­стер — это новый Комик Санс».

Любой бес­плат­ный шрифт вне зави­си­мо­сти от каче­ства рис­кует быстро зате­реться и стать слиш­ком узнаваемым.

Но чаще всего можно встре­тить бес­плат­ные шрифты низ­кого каче­ства. Их выкла­ды­вают сту­денты или недавно выпу­стив­ши­еся спе­ци­а­ли­сты, кото­рые не уве­рены в своих силах. Они уже хотят делать шрифты, но ещё боятся быть серьёз­ными и брать за работу деньги. Мне кажется, это компромисс.

Важно пом­нить, что и хоро­шим шриф­том можно сде­лать плохую работу. Шрифт — инстру­мент в типо­гра­фике, он не рабо­тает отдельно от выбора кегля, интер­ли­ньяжа, абза­цев и ком­по­зи­ции. Часто поль­зо­ва­тели не знают о фичах, кото­рые вклю­чены в шрифт и помо­гают сде­лать текст выразительнее.

Если вы уве­рены в том, что лучше запла­тить за хоро­ший шрифт и полу­чить хоро­шую работу на выходе, то так и гово­рите сво­ему заказ­чику. Если заказ­чик не пони­мает зачем ему нужен шрифт, а вы уве­рены в том, что его нужно при­об­ре­сти, вклю­чите его в сто­и­мость своих услуг. Но обра­тите вни­ма­ние, если вы будете поку­пать шрифт, лицен­зия будет ваша, и кли­ент не смо­жет им вос­поль­зо­ваться после работы с вами. А с веб‑лицен­зией всё бывает ещё сложнее.

Если вам и кли­енту такая раз­ница не видна или у вас нет таких задач, то не парь­тесь и берите обыч­ный бес­плат­ный шрифт. Только про­верьте, что он дей­стви­тельно бесплатный.

В одном из сле­ду­ю­щих сове­тов я рас­скажу о том, как поку­пать шрифты так, чтобы все были довольны.

P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.

Поделиться
Отправить

Комментарии

Swill Klitch
25 марта 2017

Наивно проводить параллели между платностью и качеством. С одной стороны, существуют словолитни TypeType и Fontfabric с большим количеством отличных бесплатных шрифтов. Или Lost Type, хоть он и работает с акциденцией, в основном. С другой — существует Creative Market и подобные сайты, где можно купить шрифт без кернинга, утопающий в лишних точках. Не могу сказать, что на MyFonts.com можно на что-то такое напороться — сам не сталкивался. Зато точно знаю, что на нем есть авторы с Creative Market. Только шрифты они продают там вдвое дороже.

Дима Ску
27 марта 2017

Могу ли я купить шрифт, использовать его в проектах, а клиентам отдавать макеты со шрифтами в кривых?

Максим Петрович Костин
3 сентября 2019

В последних примерах не всё Лобстер.
«Торты и дезинфекция» — https://www.fonts-online.ru/font/NautilusPompilius


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

1 Различие между иконкой и логотипом




Недавно всплыло

Хочу научиться сторителлингу 2 Как совместить информационный стиль и текст для поисковиков? 7 Как в бюро верстают электронные письма и рассылки. Третья часть: рассылки Школы и Издательства бюро 1 Хочу научиться сторителлингу 12