Бесплатные шрифты стоит использовать тогда, когда нет денег или понимания, зачем вам нужен шрифт.

Платные шрифты стоит использовать тогда, когда вы знаете, что ваш проект требует отдельного внимания к шрифту или станет выразительнее за счёт выбора подходящего шрифта.

А платные шрифты, выложенные пиратами, вообще никогда не стоит использовать :‑)

Шрифт, как и любой другой инструмент, создают живые люди, и плату за свою работу они устанавливают ту, которая им комфортна. В зависимости от знакового состава и сложности создания шрифт могут разрабатывать от нескольких месяцев до нескольких лет. В зависимости от качества или ценовой политики шрифтовой компании цены могут варьироваться от пары баксов до бесконечности.

В бюро делали сайт компании «Актион‑МЦФР». Сайт должен привлекать партнёров и заказчиков, поэтому компания хочет показать человеческое лицо и вызвать доверие. В бюро решили усилить это ощущение не только с помощью контрастной верстки, но и с помощью шрифта. В текстах и заголовках используется Бюросанс — он живой и миловидный, а в текстах читабельный. В фактоидах используется Прайс Дидоне — получаются яркие и привлекающие внимание цифры.

«Батенька, да вы трансформер» — самиздат с интересными, часто постмодернистскими статьями. Уже по названию всё с ним понятно. На сайте этого журнала используется даже не два, а три шрифта: Реформа, Теодор Глагольев и Конкерор. Теодор Глагольев был специально разработан для журнала.

Игра со шрифтами на сайте кажется оправданной в силу образа, который транслирует Батенька

Мне кажется, тут это круто работает на завлечение читателя в мир диких странных историй.

Но платный шрифт — не значит хороший шрифт, а бесплатный — не всегда значит плохой.

Гугль договорился с разными шрифтовиками и собрал большую бесплатную коллекцию шрифтов с открытой лицензией, включая шрифты с кириллицей. Самые популярные шрифты — Робото и Опенсанс — отхинтованы и смотрятся хорошо на большинстве экранов. Их нельзя назвать плохими, но я бы сама ими пользовалась только из‑за крайней необходимости, потому что есть шрифты гораздо круче для моих задач.

Крупные компании часто не могут или не хотят заморачиваться со сложной лицензией шрифта для всех работников и компьютеров. Таким компаниям важно, чтобы их сайт отображался с минимальными проблемами на каждом возможном экране, и это ещё одна причина для того, чтобы пойти по проторенной дорожке. Поэтому логичным решением их проблемы будет выбор проверенного бесплатного шрифта.

Сайты Почты России, Дождя, Лайфа, Суперджоба используют Робото. Все они разные по структуре и задаче и содержимому, поэтому нельзя сказать, что выбор одного и того же бесплатного шрифта для них плох. Видно, что они не очень заморачивались с оригинальностью шрифта, но надо ли это им было? Мне кажется, это открытый вопрос.

Некоторые играются с визуальным наполнением сайта, выбрав всё тот же Робото:

Сайт факультета графического дизайна в Калифорнийском колледже искусств

В целом выглядит неплохо, но я бы выбрала шрифт для такой задачи с разными мелкими щекочущими глаз деталями, например Нью Пэрис компании Свис Тайпфейсес:

Если у вас крупная компания, и ваш продукт важен для огромной аудитории, а фирменный почерк стоит на втором месте, проще не заморачиваться и пользоваться проверенными технически шрифтами. Если вы и ваш заказчик не видите разницы между бесплатным и платным шрифтом, или эта разница не принципиальна, то проще взять бесплатный шрифт и пожить с ним какое‑то время. Возможно, скоро вы поймёте, что хотите идти дальше, и вашему проекту для нового образа понадобится хороший платный шрифт.

Некоторые отдельные студии делают шрифты или начертания бесплатными. Например, Паратайп сделал ПТ Санс, ПТ Сериф и ПТ Моно бесплатными, потому что у них была задача популяризовать шрифт как инструмент для всех пользователей, в первую очередь тех, кто работает с кириллицей. Шрифт поддерживает все государственные титульные языки РФ, поэтому шрифтом могут пользоваться и русские, и татары, и нганасаны, и манси.

Шрифтовую семью ПТ можно скачать бесплатно на сайте Паратайпа или установить на свой сайт через Гугль‑шрифты

ПТ Санс, ПТ Сериф и ПТ Моно — хорошие шрифты. Но даже у хороших бесплатных шрифтов есть проблема — они становятся слишком популярными, ими начинают пользоваться на сайтах, в печатной продукции и в рекламе. Часто конкурирующие продукты могут оказаться слишком похожими.

Хороший пример — тот же Робото. Альфа‑банк, Реннесанс Кредит банк и Отпбанк тоже используют на своих сайтах Робото. Но если у других новостных или банковских сайтов, использующих Робото, слишком разная вёрстка, то тут по композиции и позиционированию всё довольно одинаково. Конечно, на конверсию выбор шрифта тут вряд ли влияет, но я бы не поняла без логотипов и цветов, где что.

Ещё бывает комически бездумное использование бесплатного шрифта. Эпохальный пример — Лобстер. Сам по себе шрифт хорошо решает задачу привлечь внимание и создать милый, добрый образ. Пару лет назад все очень его любили, некоторые использовали его по назначению:

Лобстер в логотипе тортов и пряников выглядит довольно органично, хотя второй шрифт кажется неподходящим
Минималистичное использование Лобстера выглядит мило

Но большинство использовало его просто потому, что он был бесплатный и не скучный по сравнению с Гельветикой или Верданой. Результаты бывают довольно смешные:

Фирменный стиль Региональной дезинфекции, найдено на ФЛ.ру
Крайне странный выбор шрифта для мрачной темы загрязнения лёгких. Найдено на Бехансе
Реклама в моём инстаграме
Прекрасная картинка от Люды Сарычевой

Лобстер стал настолько популярен, что начал вызывать ненависть у некоторых дизайнеров, а его использование начало ассоциироваться с неумением выбирать шрифты. Даже появился сайт «Лобстер — это новый Комик Санс».

Любой бесплатный шрифт вне зависимости от качества рискует быстро затереться и стать слишком узнаваемым.

Но чаще всего можно встретить бесплатные шрифты низкого качества. Их выкладывают студенты или недавно выпустившиеся специалисты, которые не уверены в своих силах. Они уже хотят делать шрифты, но ещё боятся быть серьёзными и брать за работу деньги. Мне кажется, это компромисс.

Важно помнить, что и хорошим шрифтом можно сделать плохую работу. Шрифт — инструмент в типографике, он не работает отдельно от выбора кегля, интерлиньяжа, абзацев и композиции. Часто пользователи не знают о фичах, которые включены в шрифт и помогают сделать текст выразительнее.

Если вы уверены в том, что лучше заплатить за хороший шрифт и получить хорошую работу на выходе, то так и говорите своему заказчику. Если заказчик не понимает зачем ему нужен шрифт, а вы уверены в том, что его нужно приобрести, включите его в стоимость своих услуг. Но обратите внимание, если вы будете покупать шрифт, лицензия будет ваша, и клиент не сможет им воспользоваться после работы с вами. А с веб‑лицензией всё бывает ещё сложнее.

Если вам и клиенту такая разница не видна или у вас нет таких задач, то не парьтесь и берите обычный бесплатный шрифт. Только проверьте, что он действительно бесплатный.

В одном из следующих советов я расскажу о том, как покупать шрифты так, чтобы все были довольны.

P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.

Шрифт в дизайне
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы