x
 
Игорь Старков
18 декабря 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Почему в главном меню на сайте бюро вы не подчёркиваете ссылки?


Игорь!

Многие читатели считают подчёркивание ссылок священной коровой бюро. На самом деле наше отношение простое, рациональное и без догматизма. Этим советом я надеюсь закрыть вопрос хотя бы на некоторое время.

Дизайнер Яндекса где-то написал красивую фразу: «пользователи нажимают не там, где подчёркнуто, а где им хочется нажать». С этим не поспоришь — у действий человека должны быть мотив или причина.

Я называю это формулой продукта — продукт не будет работать без причины.

Но этой фразой нельзя оправдать запутанные интерфейсы. Если посетителю сайта непонятно, где на сайте меню, как узнать подробности о продукте, куда нажимать в форме ввода — никакая мотивация не поможет.

В дизайне сайтов больше свободы, чем в приложениях для компьютеров, планшетов и телефонов. Приложения состоят из стандартных окон, панелей, элементов управления, их типографика тоже стандартизирована и минималистична. На сайтах же могут использоваться любые шрифты, разноцветные и разнокалиберные заголовки, цветовые палитры, плашки, рамки, линейки рядом с картинками и текстом. Всё это буйство должно как-то уживаться с интерактивными элементами — которые в вебе тоже гораздо разнообразнее, чем в приложениях.

Люди подолгу пользуются приложениями и привыкают к их элементам. А на сайте посетитель может оказаться один раз в жизни — и должен сразу разобраться в его системе обозначения заголовков, ссылок, кнопок и других элементов управления.

Чтобы конверсия сайта была выше, человеку должно быть легко отличить ссылку от простого текста. Заметьте, пока ни слова о подчёркивании.


Представим себе простой текст на сферической веб-странице в вакууме:

  • История моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки

Если в нём появится цветная строка, пользователь наверняка решит, что это ссылка:

  • История моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки

    О книге

Если мы добавим чёрный крупный заголовок другим шрифтом, хуже не станет. Цвет — всё ещё достаточный признак, чтобы отличить ссылку:

  • Робинзон Крузо

    История моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки

    О книге

Более того, если мы последовательно используем цвет, то теперь любой синий объект будет казаться кликабельным:


  • Робинзон Крузо

    История моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки

    О книге   Добавить в избранное

Именно так используется цвет в приложениях АйОС. Но такой лаконизм редко встречается на сайтах. В реальной жизни сайты чаще выглядят как-нибудь так:

Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет на необитаемом острове

Главное за сутки

● Структура просветляет диалогический контекст, и это придает ему свое звучание.

 Генеративная поэтика основывается на совмещении взаимоисключающих принципов.

 Это и побудило нас обратить внимание, что правило альтернанса кумулятивно.

Привет, будущее

Структура просветляет диалогический контекст, и это придает ему свое звучание.

Генеративная поэтика основывается на совмещении взаимоисключающих принципов.

Это и побудило нас обратить внимание, что правило альтернанса кумулятивно.

Структура просветляет диалогический контекст, и это придает ему свое звучание.

Подробнее…


Синий цвет теряет монопольность. Логотип — зелёненький, уж какой есть. Ярко-голубой — для особых ссылок (ну как сейчас при нажатии зажигается ссылка «Нравится» на Фейсбуке). Оранжевенький — для чего-нибудь актуального и для иконок. Красненький — для опасных действий. Ну а на жёлтом фоне, скорее всего, не станешь красить ссылку в синий — некрасиво.

А ведь ещё бывают крупные заголовки на банерах и сервисные ссылки, которые вообще не хочется выделять цветом.

Становится трудно разобраться, какие надписи покрашены, потому что нажимаются; какие покрашены, но не нажимаются; какие не покрашены, но нажимаются; какие не покрашены и не нажимаются. А ведь мы даже не обсуждали пользователей с нарушениями восприятия цвета.

Вывод: если мы хотим сделать сложный сайт понятнее, нам мало цветового выделения ссылок. Нужен хотя бы ещё один отличительный признак.

  • Полезное дублирование

    Дублирование отличительных признаков — хороший тон в дизайне интерфейсов и информации. Дорожные знаки отличаются не только пиктограммой, но и формой и цветом рамки. Педали газа и тормоза отличаются не только положением, но и формой. Кнопки в интерфейсах обычно имеют скруглённые углы и отцентрованную надпись — чтобы отличаться от поля ввода. Первая версия элемента разблокировки Айфона содержала полную инструкцию Slide to unlock, переливающийся вправо фон и стрелку вправо.

Какой это может быть признак? Первое, что приходит в голову — подчёркивание:

  • Купить

Во-первых, оно привычно людям, ведь по умолчанию в браузерах ссылки оформляются синим с подчёркиванием уже почти тридцать лет. Во-вторых, подчёркивание не принято в традиционной типографике, значит, этот способ выделения вряд ли появится в другой роли. В-третьих, подчёркивание может работать даже без цвета, например в тех же чёрных ссылках на жёлтом фоне.

У меня простое отношение к подчёркнутым ссылкам: если ссылки подчеркнуть, они станут почти гарантированно узнаваемыми. Поэтому синие подчёркнутые ссылки — дизайн по умолчанию не только в браузере, но и в дизайнерских стандартах бюро (которые мы, разумеется, никому не навязываем).

Но подчёркивание уродливо. Слава богу, его часто можно заменить на другой признак. Если мы убираем подчёркивание, его функция переходит на какой-то другой элемент «икс».

Например, Эпл использует на своём сайте для отдельно стоящих ссылок угловые стрелки. Подчёркивание как будто растворилось и проявилось в виде стрелки:

  • Купить ›

Угловая стрелка — типографический элемент. А если использовать рядом с текстом иконку, то даже без цвета строка будет казаться нажимаемой:

  • 🛍 Купить

А это — целостностью продукта. Низкий КПД убьёт любой нужный людям продукт.

Если крупный красивый заголовок не хочется подчёркивать, можно пойти на хитрость — поставить под него маленькую ссылочку с подчёркиванием или стрелочкой, но кликабельным сделать весь модуль. Маленькая ссылка служит элементом «икс» всему заголовку: ясно, что сюда в принципе можно нажать, а область нажатия становится больше видимой — Фиттс доволен.

  • Робинзон Крузо

    Купить ›

В новостях «Системы Главбух» функцию подчёркивания взяли на себя разделительные линейки в списке:


Обратите внимание — плашка под списком новостей тоже придаёт ему вид особого элемента управления. Элемент «икс» может быть почти незаметным, но дополнительно намекать на интерактивность. На Яндекс-Маркете он принял форму серой рамки вокруг модуля с картинкой и синей ссылкой:


На Пинтересе у картинок слегка скруглены уголки, а подписи не выделены даже цветом:


Пинтерес мог бы и не скруглять уголки. Ведь весь его сайт — панно из нажимаемых картинок.

Индикатором нажимаемости могут выступать самые разные признаки — цвет, подчёркивание, иконка, фон, формат. Элементом «икс» может служить даже расположение. Любая строка из коротких слов наверху сайта будет воспринята как меню. Поэтому подчёркивание ссылок в меню обычно не нужно — и его нет на сайте бюро.

Это работает, если под заголовком только одна ссылка. Если под заголовком несколько ссылок в колонку или в ряд, заголовок не должен объединяться с одной из них.

Предостережение. Несмотря на всё вышесказанное, нельзя относиться к подчёркиванию как чисто оформительскому приёму, который можно беззаботно заменить на любой другой. Веб-дизайнер не может вдруг круглую радиокнопку сделать квадратной, а квадратный чекбокс — треугольным, ведь у пользователей в голове есть привычный узнаваемый образ элемента. Чем дальше оформление элемента от его канонического вида, тем меньше вероятность, что пользователь его узнает.

Свойство работоспособной системы, которое определяет соответствие продукта привычкам людей, я называю образованием.

Поэтому все признаки ссылки, кроме синего подчёркнутого текста, недостаточно надёжны. Если вы как дизайнер уверены в своём «неподчёркнутом» решении — прекрасно. Если у вас есть возможность проверить свой «неподчёркнутый» дизайн А/Б-тестом или юзабилити-тестированием — ещё лучше. А если сомневаетесь — знаете, что делать.

В учебниках бюро по-прежнему каноническим видом ссылки считается синий подчёркнутый текст.

P. S. Уважаемые советчики! Я прощаюсь с вами до февраля 2018 года.

А вот чего делать точно не надо — это убирать подчёркивание ссылки при наведении. Это самое бессмысленное и нелогичное поведение, которое только можно придумать. Наоборот — подчёркивать при наведении — пожалуйста.

Поделиться
Отправить

Комментарии

Сергей Соловьёв
25 декабря 2017

Артём!

Мне кажется, вы не закрыли вопрос: и так было понятно, почему вы подчёркиваете ссылки. Не понятно было, почему вы делаете это даже в тех случаях, где весь интернет их уже не подчёркивает.

В своём совете вы показали, чем можно заменить подчёркнутую ссылку, но, насколько я могу судить, даже на своём сайте вы не следуете этим правилам. Например, зачем в анонсах еле заметное подчёркивание? Ведь здесь синяя ссылка — тот самый элемент «икс», который делает весь блок кликабельным?


26 декабря 2017

Сергей!

Я рассуждаю не совсем так. Цвет — это первый признак, а элемент «икс» — это как раз дублирующий признак — стрелочка, разделительная линеечка, что-то ещё.

Мы используем цветные заголовки на сайте, а ссылки не всегда синие на страницах:
https://bureau.ru/projects/websites/

https://bureau.ru/projects/fonts/

https://bureau.ru/projects/known/

Поэтому стиль ссылок по умолчанию на сайте бюро — подчёркнутые. Но есть несколько особых случаев — переключалки, отдельно стоящие ссылки со стрелками, меню.

Дмитрий Зимин
27 декабря 2017

Почему-то в вопросе ссылок всегда забывают две важные вещи:

1) Плохие офисные мониторы, на которых цвета едут и ползут и недостаточно контрастный синий легко сойдёт за обычный текст.

2) Различные формы дальтонизма. Забывается до тех пор, пока внезапно у вас не появляется пара знакомых, страдающий той или иной формой этого расстройства (например, бывает временное падение цветовосприятия под вечер из-за усталости или нервного напряжения).

Ну и весь мой общий опыт наблюдений за посетителями разных сайтов и отчеты юзабилити-тестирований говорят о том, что это совсем не мелочи.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.





Недавно всплыло

Какие законы для текста, который будет восприниматься только на слух? 1 Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 Как сделать, чтобы публикация выделялась в ленте: композиция, исправление дефектов, цвет 1 1