Лука!
Очень похоже, что вы всё‑таки неправильно договариваетесь об ФФФ на разных этапах проекта.
Проверьте основу
Первым делом перепроверьте формат ваших договорённостей с клиентом. Вы пишете:
Я предупреждаю, что после дедлайна работа над проектом возможна только за дополнительные деньги, даже если не будут исчерпаны итерации комментариев.
Это не похоже на ФФФ! В ФФФ нет ограничения на количество итераций. В ФФФ мы формулируем полезное действие и прибиваем дедлайн. Внутри этого дедлайна может происходить всё, что угодно, а конкретные действия и объём работы — предмет переговоров.
Фиксируйте договорённости письменно
Для работы по ФФФ очень важно проговорить с клиентом суть подхода и все нюансы. Но не менее важно формально зафиксировать принципы. Для примера посмотрите, как это делает бюро в приложении к договору:
В основе совместной проектной работы лежат принцип fix time and budget, flex scope («ФФФ») и общая ответственность за срок выхода конечного продукта.
‹...›
Согласование результатов — элемент взаимной ответственности Бюро и Клиента. Ограничение сроков может потребовать при согласовании дизайна совместного принятия решения об упрощении дизайна или ограничении функциональности. Стороны достигают согласия в запланированные сроки...
Флексите правильно
Любой флекс — это всегда боль для клиента, он воспринимается как нарушение ожиданий. Поэтому вероятность, что придётся прибегнуть к флексу, нужно снижать. Хороший способ это сделать — недообещать клиенту, а потом превзойти его ожидания.
Если дело всё же дошло до флекса — правильно выполняйте это «упражнение». Подбирайте подходящий флекс и грамотно ведите сами переговоры. Советую всякий раз заполнять карточку переговоров.
Не жрите говно
Если вы грамотно договорились об ФФФ на старте и если клиент согласился, принципиальный отказ клиента это не просто рабочий момент, это попытка изменить договорённости. «Ого, как же это?!», — так про себя вы должны воскликнуть на сообщение, что «вот ещё Марфа Васильевна хотела шарик в форме котёнка». А клиенту задайте вопросы на основе списка инвентаризации замечаний:
Что вы имели в виду?
Почему мнение Марфы Васильевны важно?
Какая роль у Марфы Васильевны в проекте?
Кто ещё участвует в согласовании работы?
Почему мнение Марфы Васильевны важно обсудить прямо сейчас?
Заботьтесь о клиенте и его проекте
Если клиент просит что‑то, что может навредить проекту, в том числе и потому что вы просто не справитесь с его «хотелками», потому что на них не рассчитывали, ваша задача помочь клиенту разобраться в своих желаниях и правильно решить, как и о чём вас просить. Перечитайте Кемпа на этот счёт.
P. S. Это был совет об управлении проектами, людьми и собой. Присылайте вопросы.