Школа
Управление

Несмотря на то, что между нами была договорённость о работе по ФФФ, клиент был в бешенстве

Из‑за сжатых сроков запуска нам пришлось временно скрыть малозначительную кнопочку на сайте клиента. Несмотря на то, что между нами была договорённость о работе по ФФФ, клиент был в бешенстве.

Что мы сделали не так?

Артём
6 окт 2013
👁 23564   🗩5
Управление

Несмотря на то, что между нами была договорённость о работе по ФФФ, клиент был в бешенстве

Из‑за сжатых сроков запуска нам пришлось временно скрыть малозначительную кнопочку на сайте клиента. Несмотря на то, что между нами была договорённость о работе по ФФФ, клиент был в бешенстве.

Что мы сделали не так?

Артём
6 окт 2013
👁 23564   🗩5
А. Г.
Арт‑директор и автор учебных программ бюро
Полезно
186
186
Непонятно
1
1
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

ФФФ — принцип fix time, fix money, flex scope. Участники проекта исходят из постулата: невозможно гарантировать 100% функций за 100% времени и 100% бюджета без ущерба для качества проекта. Мы считаем, что недопустимо жертвовать временем проекта — это невосполнимый ресурс. Поэтому дедлайн несдвигаем. Нельзя тратить дополнительные деньги — проект незаметно и быстро превратится в расходную трубу. Поэтому бюджет фиксирован. Нельзя жертвовать качеством, потому что репутацию очень сложно заработать и очень легко потерять. Поэтому качество всегда должно быть высоким.

А с функциями ситуация неожиданно благоприятная: это дело наживное. Новые функции можно добавить позднее, к тому же это создаст положительный информационный повод для клиентов. И всегда лучше, если первая версия продукта не перегружена кнопками и настройками — пользователям изначально проще её освоить.

Казалось бы, правильная и идеальная картина.

Проблема в том, что есть существенная разница между тем, чтобы решить делать зарядку и делать её каждый день. Даже если клиент заранее согласен с вашими принципами, любой «флекс» всегда будет болезненным и встретит сопротивление.

ФФФ не нужен, когда в проекте всё идёт хорошо. Если вы «недообещали» клиенту, возможно, у вас появится возможность сделать даже больше, чем запланировано.

ФФФ придуман для плохих времён, для ситуаций, когда в проекте возникает проблема.

И тогда вдруг оказывается, что отказываться от функций не хочет никто — ни клиент, который уже видел картинку с красивой кнопкой, ни дизайнер, который эту кнопку придумал. Какие бы слова вы ни сказали клиенту перед проектом об ФФФ (а все эти слова нужно обязательно сказать заранее), отказ от задуманного сделает ему больно и неприятно. Потому что «флекс» всегда означает, что исходные ожидания клиента будут обмануты.

Поэтому обязательное условие отказа от функций — обсуждение проблемы с клиентом. Ни одна кавычка не может быть опущена в финальном продукте без ведома и согласования с клиентом.

Скрытый «флекс», о котором становится известно постфактум,— самое страшное преступление против отношений с клиентом, на которое только может пойти дизайнер. Если дизайнер, ведущий проект, по собственной инициативе скрывает «малозначительную» кнопочку на сайте, это значит, что он морально готов к конфликту, разрыву отношений и суду с клиентом. То есть действует против интересов бюро.

Это не преувеличение. Все последствия легкомыслия мы испытали на собственной шкуре.

Поэтому в гайдлайнах бюро прямо сказано, что за первый «флекс» без согласования с клиентом дизайнеру полагается отрубить левое яичко, а за повторный — правое. Эта метафора передаёт серьёзность намерений бюро в борьбе за оправдание ожиданий клиента.

Управление проектомВзаимоотношения с клиентомФФФБюроЛучше недообещать, чем переобещать
Полезно
186
186
Непонятно
1
1
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментарии

Артём, который автор вопроса, вы пишете, что между вами «была договорённость о работе по ФФФ», а как именно и о чём вы договорились? Можете опубликовать ту часть контракта, где об ФФФ говорится?

«Малозначительная кнопочка» — это ваша субъективная качественная оценка, которую вы навязываете клиенту, прикрываясь при этом договорённостью об ФФФ. А мало ли, почему клиенту важна эта кнопка. Может, он на совете директоров её лично показал председателю и тот ответил, что это суперудачный ход.

Очень опасно додумывать за других.

Понимаю вашего клиента. Такие сюрпризы неприятны не только в дизайне. Представьте, что вы спроектировали космический корабль и о вашей малозначительной кнопочке стало известно только тогда, когда корабль вышел за пределы солнечной системы. Упс!

Да, ещё худшее зло, это когда после выявления косяка пытаетесь сделать вид, что так и надо, или что вы говорили об этом клиенту. Лучше уж сказать, что забыли дорисовать кнопочку и что всё быстро исправите.

А как можно стороннему человеку ознакомиться с гайдлайнами бюро?

Артём, подскажите, пожалуйста, а в Бюро были проекты, которые сданы без ФФФ и «недообещания»? Сколько обещали, столько и сделали в срок. Могли бы поделиться примерами?

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы