Для начала я анализирую аудиторию, цель и задачи текста.

Аудитория — это те люди, которым текст предназначается в первую очередь. Это те, кому мы полезнее всего в данной ситуации.

  • Чью проблему мы решаем наилучшим образом?

  • Что это за человек? Что он знает о нашем предмете? Чего он ещё не знает?

  • Что человеку важно в нашем предмете? Что его оттолкнёт и привлечёт?

  • Какие у него проблемы? В чём у него нет проблем?

Цель — это то изменение, которое произойдёт в мире читателя благодаря тексту.

  • Что нового читатель узнает из текста?

  • Какой вывод он сделает?

  • Что он запомнит?

  • Какое действие совершит?

Задача — это то, что мы сделаем с помощью текста, чтобы добиться поставленной цели.

  • О чём мы расскажем в тексте? Что постараемся объяснить?

  • О чём говорить не следует?

  • Какое действие мы предложим совершить?

Когда мы отвечаем на эти вопросы, получается такое понимание задачи:

Интернет‑магазин телефонов

Мы продаём флагманские мобильные телефоны. Аудитория — занятые молодые мужчины. Нынешний мобильный телефон больше их не устраивает, и они ищут новый.

Наши клиенты хотят выбрать мощный, быстрый, красивый и престижный телефон с быстрым интернетом, чтобы не менять его как минимум полтора года. Им важно, чтобы телефон долго держал батарею. Им важно выбрать его за час, и чтобы телефон доставили сегодня вечером или завтра с утра, чтобы уже покончить с этим делом. Ещё у них нет времени настраивать телефон, поэтому они готовы заплатить, чтобы кто‑нибудь им всё быстро настроил.

Контекст: чтобы найти такой телефон, они идут в интернет и изучают предложения. Сравнивают предложения от разных магазинов.

Задача: написать текст промостраницы, на которой будут представлены пять лучших телефонов 2013 года. Сравнить их по времени выхода, времени работы, скорости интернета, общим возможностям. Рассказать о скорости доставки и программе «Телефон + приложения».


Вклады в банке

Мы банк с продуктом «Пополняемые вклады». У нашей аудитории на зарплатных картах каждый месяц остаётся 30‑40 тысяч рублей, которые они не успевают тратить. Они начинают думать, как бы им заработать на этих свободных деньгах.

Наши клиенты осторожные и рациональные, но это не профессиональные банкиры. Они хотят найти банк, в котором деньги не сгорят и принесут нормальную по рыночным меркам прибыль. Им важно, чтобы деньги были застрахованы. Им важно, чтобы у них был доступ к деньгам в течение года. Они рассматривают вариант регулярного пополнения вклада, если на это не нужно будет тратить по пол‑дня. Они не торопятся и внимательно выбирают банк в интернете, сравнивая предложения и отзывы о банках. У них дома уже есть вся бытовая техника.

Задача: создать промостраницу о продукте «Пополняемый вклад». Привести полную таблицу тарифов, дать калькулятор доходности. Объяснить, из чего складывается доходность. Рассказать о системе страхования вкладов. Рассказать о способах пополнения (через интернет‑банк) и снятия (в любом отделении, по паспорту). Не писать о том, что при открытии вклада на миллион мы дарим соковыжималку (идея нашего директора по маркетингу).


Служба ремонта ноутбуков

Мы круглосуточно ремонтируем ноутбуки. Можем отправить курьера за ноутбуком в три часа ночи и к десяти утра вернуть. Стоит это дорого.

Наша аудитория — люди, которые пролили на ноутбук напитки (80% ремонтов) или уронили ноутбук со стола, задев ногой провод (оставшиеся 20%). Они расстроены и хотят скорее вернуть ноутбук к жизни. Они открывают с телефона Яндекс и набирают «Срочный ремонт ноутбуков Москва». Им плевать на гарантию, удобные кресла в сервис‑центре и на то, что мы авторизованные партнёры «Асуса». Им важно, чтобы ноутбук заработал как можно скорее, за любые деньги.

Задача — написать короткую убедительную страницу о том, как мы заберём, отремонтируем и вернём их ноутбук за 12 часов. Коротко, поэтапно, без хвастовства. Дать руководство о первой помощи: что сделать до приезда мастера. Заголовок: «Круглосуточный ремонт ноутбуков с доставкой». Телефон, форма для заявки. Под кнопкой «Отправить» — «Перезвоним через 10 минут». Цены на отдельной странице.

Без чёткого понимания аудитории, цели и задачи нельзя ни браться за текст, ни обсуждать его качество.

Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.
Текст, редактура и информационный стильФормат: текст
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы