Школа
Текст

Я работаю редактором в небольшой интернет‑газете

Максим, здравствуйте!

Я работаю редактором в небольшой интернет‑газете и часто вижу в текстах журналистов довольно очевидные, на мой взгляд, ошибки и описки. С одной стороны, я понимаю, что моя работа как редактора их исправить и, если надо, переработать текст, чтобы получить близкий к идеалу вариант. С другой — надоедает каждый раз переписывать «сырые» формулировки и править недосмотренную орфографию.

Как объяснить молодым журналистам (а у нас в штате все такие), что нужно внимательнее относиться к тому, что они пишут, не обидев их и не натолкнувшись на стену непонимания?

Может быть, у вас был подобный опыт?

Дмитрий
12 июля 2014
👁 5599   🗩1
Текст

Я работаю редактором в небольшой интернет‑газете

Максим, здравствуйте!

Я работаю редактором в небольшой интернет‑газете и часто вижу в текстах журналистов довольно очевидные, на мой взгляд, ошибки и описки. С одной стороны, я понимаю, что моя работа как редактора их исправить и, если надо, переработать текст, чтобы получить близкий к идеалу вариант. С другой — надоедает каждый раз переписывать «сырые» формулировки и править недосмотренную орфографию.

Как объяснить молодым журналистам (а у нас в штате все такие), что нужно внимательнее относиться к тому, что они пишут, не обидев их и не натолкнувшись на стену непонимания?

Может быть, у вас был подобный опыт?

Дмитрий
12 июля 2014
👁 5599   🗩1
Максим Ильяхов
Главред, автор курса «Информационный стиль и редактура текста»
Полезно
Непонятно
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать

Дмитрий! Писать грамотно — профессиональная обязанность любого человека, который работает с текстом. Грамотность — не привилегия и не преимущество, а минимальное требование, причём не только для журналиста и писателя, но и для дизайнера, верстальщика, арт‑директора, программиста и менеджера. Журналисту должно быть стыдно писать с ошибками. Повесьте в редакции острый политический плакат, что, мол, с ошибками пишут только ваши идеологические враги.

Однако ошибки и описки встречаются даже у грамотных людей. Чтобы быстрее их находить и исправлять, советую использовать полуавтоматические системы проверки орфографии и пунктуации. Помогает даже встроенная в «Ворд» проверка орфографии, но есть и более умные. Дайте эту систему авторам и введите в редакции правило: редактор не принимает материалы, если они не прошли автоматическую проверку. Просто возвращайте статью, если автор не потрудился пропустить её через орфокорректор. Пусть орфокорректор станет вашим беспристрастным арбитром.

Исправлять сырые формулировки — работа редактора, тут ничего не поделаешь. Но если вы встречаете у своих авторов одни и те же ошибки, попробуйте описать их в редакционной политике издания. Опишите, как правильно и неправильно. Систематизируйте свой опыт в виде подробного руководства. Возвращайте авторам материалы, если они не соответствуют редполитике.

В редполитике газеты «Ведомости» описаны требования к структуре статьи:

В новостных — и почти во всех остальных — статьях первый абзац должен представлять собой одно ясное и сильное утверждение.

Ответы на вопросы «кто?», «что?», «сколько?», «где?», «почему?», «когда?» и «каковы ожидаемые последствия?» должны содержаться в первых трёх абзацах статьи. Вся статья должна не только объяснять причину события, но и давать четкий ответ на вопрос «что дальше?».

Когда автор приносит статью, которая не соответствует редакционной политике, у вас полное право вернуть её на доработку. Редполитика — это должностная инструкция автора. Если текст не соответствует редполитике, автор не выполнил свою работу.

Возраст автора не имеет значения: курс русского языка все проходят ещё в школе. Молодым авторам даже лучше: они ещё помнят, чему их учили.

Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.

Текст, редактура и информационный стильРедакционная политикаФормат: текст
Полезно
Непонятно
Войдите в Бюросферу, чтобы голосовать
Отправить
Поделиться
Поделиться
Запинить
Твитнуть

Комментариев пока нет

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна, веб-разработки, переговоров, редактуры и управления.
Комментарии модерируются. Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры.

Рекомендуем другие советы