Хорошо отношусь.

Если торгуются со мной, я всегда знаю, что ответить. Меня нельзя смутить или обидеть таким вопросом. И своим отказом или согласием я тоже не обижу.

С другой стороны, я сам могу поторговаться с кем угодно и где угодно: в продуктовом магазине, в Меге, на рынке, в кассе Аэрофлота, магазине Эпл, фитнес‑центре. Вы даже не подозреваете, сколько у продавцов есть возможностей дать вам скидку.

Когда вы строите долгосрочные отношения с человеком, важно не передавить. В русской и западной культуре не принято торговаться. Мало кто умеет это делать. Поэтому если вы будете слишком настойчиво добиваться скидки, рискуете испортить отношения. Однажды мой хороший знакомый, с которым я до этого работал три года, ответил: «Илья, я не хочу начинать с тобой новый проект и называть тебе цену, потому что ты торгуешься, а мне это неприятно».

Чтобы торг прошёл гладко, всё время травите леску. Убедитесь, что человек действительно согласен дать вам скидку и не пожалеет об этом через пять минут. Помогите вам отказать. «Василий, я не хочу, чтобы показалось, что я на вас давлю. Ремонт может стоить и двести тысяч рублей — тут никаких вопросов. Но мне бы хотелось договориться на двадцать тысяч дешевле, чем вы предлагаете. Дороже, к сожалению, мне невыгодно. Если вам это не подходит, и вы чувствуете, что можете пожалеть о своём решение, скажите мне прямо — никаких обид с моей стороны».

Для укрепления отношений хороший переговорщик даже после закрытия сделки убеждается, что подрядчик не обижен.

— Василий, как вы оцениваете наше сотрудничество?
— Ну нормально… Но че‑то мы это… блин, очень тяжело, конечно пришлось…
— А почему?
— Ну пришлось стены ещё выравнивать, иначе бы всё криво приклеилось. А мы это не закладывали в смету. Я с вами и не стал это по ходу обсуждать…
— А сколько бы это стоило?
— Десять тысяч.

В подобной ситуации я бы доплатил. Особенно если бы рассчитывал продолжать сотрудничество. Если у подрядчика останется чувство несправедливости, он на вас так или иначе отыграется. В следующий раз задерёт цену или сделает некачественно.

Не бойтесь давать авансы.


Это был пятничный совет по переговорам и отношениям с клиентом. Присылайте вопросы.

Взаимоотношения с клиентом
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы