У энергичного предложения должна быть сильная грамматическая основа: подлежащее и сказуемое.

Сильное подлежащее — это существительное‑субъект. Субъект — это то, что может совершать действие.

Сильное сказуемое — это глагол, который обозначает действие.

Когда в предложении встречается существительное‑субъект и глагол действия, появляется энергия:

Лесорубы машут топорами

Пушкин пишет роман в стихах

Стартаперы пилят мессенджер и пьют смуси

Кусок ледника откололся и плывёт в сторону Манхэттэна. Брюс Уиллис и его команда отправляются на ледник, чтобы спасти жителей Нью‑Йорка

Платформа в Тихом океане качает нефть

Максим качает «Старкрафт» и строчит совет

Кажется простым. Но вот что будет, если не следовать этим правилам.

Подлежащее — объект: «Мероприятия запланированы на конец квартала»

Подлежащее — глагол: «Скрываться — не решение»

Подлежащее усложнено подчинённой конструкцией: «Первое, что хочется сделать, — плюнуть на всё и уйти»

В сказуемом нет действия: «Москва расположилась на пересечении торговых путей»

Сказуемое — существительное: «Мы — один из крупнейших поставщиков цветных металлов в России»

Такие предложения всё ещё можно читать. Но если длинный текст на две трети состоит из них, через него трудно пробираться. Поэтому в любой непонятной ситуации я начинаю с подлежащего и сказуемого:

Нет

Мероприятия запланированы на конец квартала

Первое, что хочется сделать, — плюнуть на всё и уйти

Скрываться — не решение

Москва расположилась на пересечении торговых путей

Мы — один из крупнейших поставщиков цветных металлов в России

Да

В конце сентября к нам приедут «Сплин» и Земфира

Я хотел плюнуть на всё и уйти, но быстро опомнился

Ты ничего не добьешься, если спрячешься

Через Москву проходят пять торговых путей

Поставляем 65% цветных металлов в России

Разумеется, нельзя писать все предложения по одному шаблону. В ритмичном тексте будут чередоваться предложения с полной грамматической основой, назывные предложения, неполные, короткие и длинные, со страдательным и действительным залогом. Сила редактора в том, чтобы осознанно управлять ритмом текста.

Правильная грамматическая основа — первый шаг. В следующий раз рассмотрим однородные члены.

Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.

Текст, редактура и информационный стиль
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы