В совете о компромиссах я написал, что у дизайнера, столкнувшегося с противоречием, есть три пути: компромисс, грубая сила и изобретательность.

Компромисс — это самое слабое из всех решений. Но что может быть хуже, чем пойти на компромисс?

Ещё хуже — капитулировать, то есть не пытаться разрешить, преодолеть силой или даже хотя бы как‑то сгладить противоречие. В нашей волчье‑овечьей метафоре — смириться с полной потерей овец.

В жизни

Вы хотите попасть в другой город на автомобиле и уже проехали больше половины дороги. Вдруг на пути встречается бревно. Что делать?

Если вы решите повернуть назад, это и будет капитуляция.

В жизни сложно представить, что вы даже не попытаетесь объехать бревно. Но я слишком часто вижу, как дизайнеры, программисты и менеджеры отказываются от поиска решения, столкнувшись с минимальным препятствием в своих задачах.

Рассмотрим суть противоречия:

С одной стороны

Моя цель — попасть в пункт назначения. Мой автомобиль исправен, но если я продолжу движение и наеду на бревно, то он сломается.

С другой стороны

Автомобиль — дорогое имущество. Если я поверну назад, то он останется цел и невредим, но я не достигну своего пункта назначения.

Наша задача — попасть в пункт назначения. Полезное действие связано с дальнейшим движением. В бытовой задаче это очевидно. Не менее очевидны провал и разочарование, если повернуть назад. Поэтому первое, что мы попытаемся сделать — найти объезд или убрать бревно.

Полезное действие

Дальнейшее движение

Препятствие

Бревно

Мы занимаем в противоречии сторону, связанную с полезным действием. За бревном мы видим свою цель.

В профессиональных задачах выбор не так очевиден, противоречие выглядит симметрично и абстрактно. Ниже реальные примеры ситуаций и решений:

В бизнесе

Агентство недвижимости хочет вырасти. Рассматривает возможность стать сервисом‑агрегатором и увеличить число предложений. Но собственных менеджеров не хватит, чтобы отследить качество и красиво оформить слишком много предложений. Решение: не становиться сервисом‑агрегатором.

В продвижении сайта

Менеджер не знает, эффективны ли многолетние вложения в СЕО на сайте, приносящем прибыль. Но на рынке кризис и расходы нужно оптимизировать, чтобы не разориться. Решение: перестать платить за СЕО.

В разработке

Программист сообщает клиенту и дизайнеру, что реализовать элемент дизайна нельзя. Решение: не реализовывать элемент дизайна.

Разберём противоречия, как на примере с бревном:

Полезное действие

Если стать агрегатором, то, возможно, доход агентства вырастет благодаря большому количеству сделок.

Препятствие

Если количество предложений вырастет, менеджеры не смогут их качественно обрабатывать, сервис и репутация пострадают.

Полезное действие

Если поисковый трафик будет больше, сайт станет лучше зарабатывать.

Препятствие

Если бесконтрольно тратить деньги на СЕО и другие расходы с неизвестной эффективностью, сайт «уйдёт в минус».

Полезное действие

Если добавить в проект элемент дизайна, он станет привлекательнее для клиентов.

Препятствие

Если программисты не смогут реализовать элемент дизайна, он не появится в продукте.

После такого анализа становится ясно, что все три решения из примеров — преждевременная капитуляция. Каждое из них связано с препятствием, а не полезным действием.

Директор агентства видит «бревно»: существующую в агентстве практику обработки предложений недвижимости. Но разве её нельзя изменить? Возможно, быть агрегатором — и не лучший вариант для его агентства, но своё решение директор принимает на основе видимого препятствия, а не анализа полезной цели.

Менеджер сайта видит проблему: непрозрачность расходов. Разве нельзя сделать их прозрачными, например сменив сеошника? Сайт имеет хорошие позиции в поиске, а решение менеджера никак не связано с их сохранением, наоборот, подвергает их риску.

Клиент и дизайнер не умеют программировать сами. Но откуда уверенность, что технические проблемы программиста неразрешимы (или даже не надуманы)? Отказ от планов без попытки разобраться и преодолеть сопротивление разработчика — преждевременная капитуляция.

Для каждого платья на сайте свадебного салона «Мэри Трюфель» дизайнер бюро задумал лаконичную страницу с фотографией и информацией о платье:

Было

В левом верхнем углу на логотипе действует ссылка к началу сайта. Но во время проекта за неделю до запуска стал очевиден перебор с минимализмом. Не хватает возможности вернуться в каталог платьев и перейти к его другим разделам.

На странице не предусмотрено места для меню. Ведущий дизайнер отвечает за срок запуска, паникует и предлагает запустить первую версию как есть.

Несмотря на то, что такое решение соответствует принятым в бюро принципам фиксированных дедлайнов и итеративной разработки,— это преждевременная капитуляция. Ведь вариант на стороне полезного действия даже не проанализирован:

Полезное действие

Если решить проблему с навигацией, посетителям станет удобнее перемещаться по каталогу салона.

Препятствие

Если переделывать дизайн и менять вёрстку страницы, дедлайн может быть сорван.

Как только дизайнер уделил полезному варианту две минуты, он сообразил, что в каталоге уже предусмотрен элемент для навигации по рубрикам — облачко с названием силуэта платья, «залипающее» в углу окна при прокрутке:

При нажатии на облачко появляется меню разделов каталога. Чтобы добавить такой элемент на страницу платья, достаточно сдвинуть в сторону модуль с текстовой информацией:

Стало

Эскиз нарисовали за пять минут и внедрили на следующий день.

Капитуляция — это уход от противоречия и отказ преследовать свою цель. Капитуляция оправдана, когда нет другого выхода: если пробоину в лодке нечем заделать, а воду не вычерпать, лучше покинуть судно. И, конечно же, не является капитуляцией отказ от одного решения задачи в пользу другого: мы капитулируем в задаче спасения лодки, но одновременно решаем по‑другому задачу выживания.

Анализ решения начинается с «полезной» стороны противоречия:

сначала цель, потом бревно

P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о полезном действии, разрешении противоречий, работоспособных системах, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы.

Разрешение противоречияДизайн продуктов
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы