Графема
Дыры
Графема
Дыры
В первом совете о графеме я рассказал что схема не должна превращаться в сплошной узор: важно вводить быстро выхватываемые глазом неоднородности.
Но не все неоднородности хороши — лучше стремиться избегать дыр. Они есть практически в любой схеме, но особенно неряшливо смотрятся в центральной, плотной части. Эта схема московского метро была официальной много лет:
Внутри кольца станции расположены очень неравномерно, две явных дыры бросаются в глаза.
Разумеется, дыры могут возникать из‑за того, что в определённых частях города не ходит метро. Но для центра это странно. Если же в центре города реально есть значительная «дыра», на это должна быть причина. Что там, водоём, парк, Пантеон? Надо это и показать. На схеме выше как раз река спасает от дырявости юго‑восточную часть центра.
Задача дизайнера — сбалансировать все элементы так, чтобы ничего не мозолило глаза. Ничего не должно выделяться без повода.
Идеальному расположению станций внутри кольца я посвятил много времени при работе над 4‑й версией своей схемы:
Обратите внимание, что текст выступает полноценным графемным материалом. Если например, переименовать «Международную» в «Сити», а «Александровский сад» в «Кремль», в районе между ними возникнет дыра.
В крайнем случае дыру можно заткнуть как угодно. В сегодняшней официальной московской схеме из‑за изображения МКЖД в виде второго кольца дыра образовалась к югу от первого. Дизайнеры заткнули её логотипом метро:
Этот логотип не нужен здесь с точки зрения логики, но без него будет совсем явная дыра. Можно было бы не делать МКЖД кольцом, но дизайнеры сочли его частью графемы.