В прошлых советах мы разобрались, как исполнителю решить задачу клиента. Успех во многом зависит от исполнителя, но клиент тоже влияет на результат. Чтобы проект получился, важно понимать, с кем работаешь. Будем считать, что клиент находится в одном из двух состояний: «корпорация» и «предприниматель». К форме собственности эти термины не имеют никакого отношения — ИП , торгующий пирожками, может буксовать, как «корпорация», а огромное ОАО  работать, как «предприниматель». Разница в отношении к результату.

«Корпорации» плевать на проект. Нет, конечно, она хочет его сделать, но если проект сорвётся, ничего ужасного не произойдёт. Возможно, кого‑то в «корпорации» пожурят. Кто‑то поохает о потраченном миллионе. На этом всё. «Корпорация» продолжит своё размеренное движение.

Признаки «корпорации»:

  • если вы дизайнер, с вами работает какой‑нибудь маркетинговый отдел, который осваивает свой бюджет;

  • никто не хочет принимать сложные решения, вам рассказывают о матричной структуре, распределении обязанностей, традициях и непреодолимых технических ограничениях;

  • сложно поговорить с соседними отделами или руководством — все заняты;

  • процветает бюрократия, решения согласуются коллективно, главный представитель клиента старается делегировать как можно больше решений коллегам;

  • компромиссы приветствуются;

  • важно не обидеть коллег замечанием, отношения в коллективе важнее проекта.

У «предпринимателя» на кону большие ценности — капитал, бизнес, репутация. Он рискует, поэтому провал проекта — катастрофа. «Предприниматель» пробивает любые стены в своей компании и требует настоящий результат ото всех.

Признаки «предпринимателя»:

  • если вы дизайнер, вы работаете напрямую с владельцем или генеральным директором;

  • представитель клиента принимает решения сам и не подпускает других, чтобы не усложнять управление;

  • бюрократии нет, на встречах минимум людей;

  • компромиссы принимаются в штыки;

  • результат важнее отношений, если кто‑то облажался, ему это скажут напрямую.

Отношение «корпорации» к проекту демонстрирует переписка банка по поводу указателя к банкомату.

Отношение «предпринимателя» к проекту демонстрирует Слава Олесик в рассказе о сервисе по пошиву джинсов «Гетвеар»:

Работа с «корпорацией» — болото, из которого сложно выбраться. Результат обычно на троечку. «Корпорацию» можно превратить в «предпринимателя», получив доступ к главному лицу или включив режим аврала. Тогда есть шанс получить интересные результаты, тем более что у «корпораций» часто больше ресурсов на проект.

С «предпринимателем» результаты интереснее, смелее, но работа с ним — большая ответственность: если всё получится, проект принесёт клиенту успех, а исполнителю славу. Провал может стоить клиенту карьеры, капитала, мечты и даже жизни, а исполнителю репутации. Легко с «предпринимателем» точно не будет.

С «корпорацией» спокойнее, а с «предпринимателями» разыгрываются драмы и трагедии. Например, «Гетвеар» закрылся через три года работы.

С кем работать — вам решать.

P. S. Это был совет об управлении проектами, людьми и собой. Присылайте вопросы.
Управление проектом
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы